В чем причина духовного кризиса, в котором оказался наш народ? Почему мы вымираем, пускаемся во все тяжкие грехи, и жизнь нам становится в тягость, лишается смысла. Не потому ли, что ослабели духом и оскудели в любви. Об этом - размышления автора публикуемой ниже статьи.
Жизнь, как это не покажет странным, утверждается христианской жертвенностью. Ведь подлинная любовь жертвенна так же, как и жертвенна была любовь Христа к людям. Поклонение Христу распятому - это и есть поклонение любви, ведь в Нем нет силы и могущества языческих богов, а есть только любовь к Отцу и падшему человечеству. Любовь, даже небольшая, человеческая, способна оживлять окружающий мир. Именно она преодолевает тяжесть и окаменелость нашей социальной жизни.
Жертвенность предполагает силу духа, преодоление телесной причинной зависимости человека. Обратим внимание на молитву Христа в Гефсиманском саду, где он, обливаясь кровавым потом, обращается к Отцу Своему: "Если возможно, да минует Меня чаша сия", и Христос преодолел свою человеческую, телесную слабость и произнес: "Впрочем, не как Я хочу, но как Ты". Есть христиане, обладающие приближенным ко Христу героизмом характера, и их пример не только на сотни, но и на тысячи лет вдохновляет людей. Заставляет их смотреть на сходные обстоятельства, ведущие подчас к катастрофе, угрожающие жизни, оптимистически, быть активными и бесстрашными, верными истине, пребывающей в них, до смерти.
Жизненная сила христианства еще заключается и в том, что в нем осуществляется отбор сильных духом. Они являются христианским воинством и здесь на земле, и на небе. Их служение жертвенно, а это несовместимо с духовной слабостью.
Христианская жертва радостна, ибо она совершается в любви. К ней не примешивается зло. На эту сторону любви обратил внимание Иоанн Златоуст. "Например, - пишет он, - нестяжательный часто тем самым надмевается; красноречивый впадает в болезнь честолюбия; смиренномудрый часто тем самым превозносится в своей совести; а любовь свободна от всякой подобной заразы; ибо никто никогда не станет превозноситься перед любимым". Чем больше сила любви, тем больше жертва. Христос не только сам отдал жизнь за тех, кто оскорблял и плевал на Него, но и "ближайших и преданных Ему учеников предал на смерть для спасения распявших Его Иудеев".
Жертва всегда благородна. Она возможна лишь через переживание высокого, и может быть выражена только в самых высоких понятиях. Поэтому нельзя найти книгу, которая была бы по слогу выше Евангелия, описывающего жертвенную жизнь Христа. И нельзя найти книги более мощно утверждающей жизнь, то, что делает жизнь человека радостной и осмысленной, насыщает его и открывает перед ним свет любви. Благородство Евангельских переживаний поднимает человека на недосягаемую высоту над мерзостями "этого мира", вызывает у него потребность в покаянии, очищении и духовном здоровье. Аристократизм, благородность жертвенности гармонизирует отношения в мире, выстраивает их иерархически, вселяет оптимизм в человека, ибо он сам уже не является хаосом, и все вокруг него приобретает упорядоченность. Человек становится деятельным в этой жизни, стремясь ее выстроить по верному рангу, исходя из главного - любви.
Низость духа противится жертве, она всегда ищет выгоды. Низость не понимает радости жертвы, принесенной в любви, она понимает только эгоизм вещественных отношений. Любовь, единство, жертвенность и героизм угасают в народе, начинающем жить лишь низменными понятиями. И такой народ порабощается врагами потому, что ему и самому жизнь становится в большую тягость, и он ищет, в чьи бы руки ее передать. Самостоятельность тяготит его, так как в нем иссякает жизнь.