ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет



Об обязанности христианина знать свою веру

Необходимость разумно и отчетливо содержать веру особенно актуальна сегодня. Прошли времена, когда человек, родившись, попадал в христианскую среду; благодаря этому можно было быть христианином как бы «по инерции». Это время ушло безвозвратно. Мир, который сейчас окружает нас, – не христианский, даже антихристианский. Для того чтобы сегодня нам быть христианами, приходится в той или иной степени противостоять окружающему нас и активно действующему на нас нехристианскому миру.

Помимо этого, в наше время перед Церковью, – то есть перед нами (ибо Церковь не есть нечто абстрактное; Церковь – это мы с вами, православные христиане) встаёт множество самых разнообразных вопросов: Церковь и общество, Церковь и наука, Церковь и культура, оценка современной жизни с церковной точки зрения, и т.д. Мы, христиане, не должны уходить от ответов, на эти вопросы мы должны отвечать, причем именно в духе нашей веры.

Но прежде чем ответить людям внешним, нам необходимо самим себе уяснить суть этих проблем. Нас окружает море всякого рода преданий, мнений, идеологем... Бывает, на один и тот же вопрос один авторитетный батюшка отвечает так, другой – по-другому, книжка трактует по-третьему и т.д., – и мы теряемся, не зная точного учения Церкви по данному вопросу. А ведь мы должны не только сами быть утверждены в вере, но и «быть всегда готовы всякому, требующему у нас отчета в нашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петр. 3, 15). Следовательно, наша первая задача и есть – точно дознать, ясно уяснить и право содержать ту веру, которую мы исповедуем. На это есть и прямые указания Священного Писания. Апостол Павел пишет: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно, ибо так поступая, себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим. 4, 16). И апостол Лука, как мы помним, указывает, что цель написания его Евангелия – узнавать твердое основание того учения, в котором мы наставлены (Лк. 1, 4).

Сразу нужно сказать, что дело это непростое, но не потому, что учение Церкви как-то особо сложно или запутано. Индуистские религиозные системы, например, гораздо более запутаны и туманны. Сложность здесь в том, что простые истины Христовой веры непросто усвояются. Нужно затратить большой труд, и прежде всего, – труд души. На пути познания веры приходится расставаться со многими предрассудками, порожденными как внешней, так и внутренней, церковной средой.

Внешняя среда, как я уже говорил, пронизана духом антихристианским. Господствующие в обществе понятия, обычаи, отношения – плотские, безбожные, античеловеческие. Всё это так сильно давит на души людей, так увлекает и порабощает, что вырваться из-под этой железной власти духа мира сего в область веры – самый настоящий подвиг. Кроме того, общий дух потребительства воспитывает поверхностный подход к Церкви.

Но и внутри Церкви сегодня сложилась не лучшая ситуация. За последних пятнадцать лет возрождение пошло больше по пути обустроения материальной стороны церковной жизни, по пути внешнепотребительскому, и породило массу смущений, недоумений и нестроений.

В этих условиях хранение веры Христовой превращается в трудный и болезненный подвиг. Но, тем не менее, это наша христианская обязанность, без исполнения которой мы не можем быть христианами. Для того чтобы выполнить нашу задачу, нам необходимы две вещи.

1. Мы должны иметь правильное теоретическое знание нашей веры. Две важнейшие вещи, которые мы просто обязаны знать (то есть понимать, а не только держать в голове ту или иную информацию) – это догматическое богословие и история Церкви.

Знать догматическое учение – значит, предохранить себя от многих заблуждений, например, от принятия тех или иных второстепенных вещей в качестве догмата Церкви.

Если мы будем изучать историю Церкви, мы увидим, как Церковь осуществляла себя в ту или иную историческую эпоху, как возникали те или иные церковные явления, каково происхождение нашего богослужения, форм и норм церковной жизни и т.д. Это также предохранит нас от многих заблуждений.

Очень важно знать такие разделы церковного учения, как литургика и аскетика. Первое сделает нас сознательными участниками богослужения – мы не будем стоять в храме, ничего не понимая; вторая научит нас борьбе со страстями, устроению христианской нравственной жизни. И вообще всё, что связано с Церковью, нужно стараться с любовью изучать.

Есть, однако, взгляд, который почему-то считается «православным», что как раз ничего не нужно знать. «Ты вот ходи в храм, молись, постись, слушайся духовника – и спасешься, а читать там что-то, думать – впадешь в высокоумие, тщеславие и гордыню». При этом приводится аргумент, что человеческий разум не может познать тайны Божии, что наш разум падший, и поэтому нужно отстранить его от области веры, а веровать лишь сердцем.

Но такой взгляд - весьма опасное заблуждение. Вот что пишет Свт. Феофан Затворник: «Знать свою веру – значит, довести себя до состояния ясно, точно и определенно созерцать и высказывать те истины, которые содержит святая православная вера... Не то это значит, что должно разгадывать тайны: нет, тайны навсегда останутся тайнами, сколько бы кто не напрягался узнать их. Слово «познавать» означает не мудрование, а смиренное и беспрекословное принятие... святой веры». И далее: «Всем должно чувствовать себя обязанными узнавать во всей полноте свою веру... Кто сознательно не доходит до последней по нерадению, тот в опасности, ибо сей сон (разума) – признак смерти» (Начертание христианского нравоучения, стр. 344-346).

И не нужно бояться высокоумия, тщеславия и гордыни: они не зависят от теоретического знания. Надмеваются, гордятся и тщеславятся и невежды, и они – скорее, чем люди образованные.

А много ли людей церковных дают себе труд уяснять, изучать и в точности познавать свою веру? Опыт свидетельствует, что очень немного. В головах людей, в основном, очень смутные представления о сути нашей веры, смешанные с разного рода суевериями, нелепостями и прямым язычеством. В качестве интеллектуальной пищи люди потребляют в основном бесчисленные брошюры типа «800 ответов батюшки на вопросы своих духовных чад» или «Жидомасонский заговор против России». Ни Священного Писания, ни Святых Отцов, ни серьезных книг о Церкви люди, как правило, не читают.

Из всего этого и составляется та «церковная среда», которая порой может явиться препятствием человеку для вхождения в Церковь. И это ставит перед нами вторую задачу – уясняя подлинное церковное учение, противоставлять его духу мира сего и псевдоцерковному невежеству.

Заговорив о знании веры, мы должны сразу же отметить одну принципиально важную вещь: христианство иерархично. В христианской жизни есть вещи главные, а есть второстепенные. Второстепенные – не значит ненужные, несущественные; а значит, что всё должно стоять на своем месте, в свое время и в правильном порядке. «Всё (у вас) должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14, 40), говорит Апостол.

Так, самое главное, самое важное в христианстве – это Сам Христос Спаситель, Его Божественная Личность. Он есть начало, путь, цель, смысл, содержание, методы, средства духовной жизни. Он есть «Альфа и Омега, начало и конец» (Откр. 1, 8). И, следовательно, наша христианская жизнь выстраивается иерархически в той последовательности, в которой осуществляется наше общение со Христом. Этот чин установлен в Церкви. Это, прежде всего, Таинства Церкви, через которые мы приобщаемся Богу и соединяемся с Церковью земною и небесною. Это, далее, Священное Писание как откровение Божие, как ориентир для нашей жизни. Это – Священное Предание как некий зафиксированный в истории опыт христианской духовной жизни. Это и наше усилие в духовной жизни – молитва, жизнь по заповедям Божиим, в согласии с учением Церкви. И всё это является средством, в свое время и в своем месте применяемом в зависимости от многих внешних и внутренних обстоятельств; но цель одна – общение со Христом, Он Сам. Этому служит всё богатство Церкви; но правильно воспользоваться им можно, лишь правильно понимая иерархию духовных ценностей. Если эта иерархия нарушается, то мы сразу рискуем впасть в большие ошибки, из которых кратко отмечу две главнейшие. Первая ошибка – когда Бог становится не целью, а средством для жизни. К сожалению, большинству людей Христос не нужен. Нужно людям, чтобы у них было всё хорошо, а Бог должен быть средством для этого. Нужно, чтобы семья не распалась – пойти в церковь повенчаться. Нужно, чтобы дети не болели – крестить, причастить, пусть даже и против воли. Нужно, чтобы не сглазили, порчу не навели – песочек с могилки популярной подвижницы принести, в уголочках посыпать. Сын пьет – акафист Неупиваемой Чаше прочитать. Муж бьет – в паломничество съездить. Мы видим, что труд направляется не на то, чтобы быть с Богом и жить жизнью Святого Духа, а на то, чтобы получить что-то от Бога.

Многие распространяют эти потребительские требования за пределы личной жизни: хочется не только быт обустроить, но и нужна великая Россия с Царем-батюшкой, а для этого требуются крестные ходы, стояния, соответствующие церковно-общественные мероприятия, и т.п., – только для души Христос не нужен.

И посмотрите, как сразу меняется подход к тому, что предлагает Церковь. Таинства превращаются в магические действия. Священное Писание отходит на второй план. Священное Предание извращается, перевирается, на первое место в церковной жизни выходят нелепейшие суеверия, лжепредания, мнения псевдоавторитетов, лжестарцев и лжестариц.

Наша спасительная вера превращается в язычество христианского обряда. В лучшем случае у людей остается смутное интуитивное чувство, что в Христовой Церкви - истина; но неверно выстроенные понятия, извращенное понимание, что главное, а что второстепенное, приводят к тому, что люди живут в Церкви полу- или целиком языческой жизнью. Я не хочу сказать, что плохо желать улучшения тяжкого быта или обустроения общественной жизни. Нет, все эти наши желания законны, и мы должны молиться и просить обо всём Бога; но всё это не должно занимать главного, первого места, не быть целью церковной жизни, а располагаться на своем, третьем, пятом или десятом месте. Ведь Сам Господь сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё (т.е. - бытовая, общественная жизнь) приложится вам» (Мф. 6, 33).

Вторая ошибка, или пример нарушения иерархии христианских ценностей – когда человек хочет жить со Христом, идти к Нему, но в качестве пути выбирает формальную сторону жизни, букву, т.е. сводит все отношения с Богом к понятиям «надо» и «нельзя». Это также очень распространенное явление, типичный пример того смещения акцентов, о котором мы говорим. В духовной жизни есть место и форме, и правилам, и запретам, но они, как и всё в Церкви – средство, причем во многом индивидуальное; а цель – соединение со Христом. Когда запреты и правила становятся не средством, а целью религиозной жизни, когда таким образом нарушается вышеупомянутая иерархия духовных ценностей, тогда человек, вместо того, чтобы жить с Богом, рискует впасть в тяжелейшее заблуждение – и, я бы сказал, богоотверженное состояние фарисейства. И тогда формализуются таинства, механизируется молитва, всё, что содержит Церковь, превращается в рутину; а форме приписываются несвойственные ей мистицизм и сакральность. И, к сожалению, этой тяжкой болезнью страдают многие именно церковные люди, в том числе и многие пастыри. Между тем, Господь предупреждал нас: «Берегитесь закваски фарисейской» (Мф. 16, 6).

Итак, мы видим, как важно правильно расставить акценты. Нужно отметить, что все ошибки в этой области, всякое нарушение иерархии христианских ценностей происходят, как правило, ни от чего иного, как от распространенного, чуть ли не культивируемого невежества. Можно сказать, что сегодня основные болезни нашего церковного организма и есть – невежество, язычество и фарисейство. И мы с вами, по мере сил, должны выстраивать, в строгом соответствии с изучаемым нами учением Церкви, правильную иерархию христианских ценностей.

Итак, мы сказали о знании учения Церкви, о его крайней необходимости. Но есть вторая важнейшая сторона в духовной жизни – это правильная христианская жизнь, собственно жизнь по вере.

Наша вера не есть только сумма взглядов, не есть просто интеллектуальное мировоззрение. Вера как знание есть вещь прикладная, она нужна нам, чтобы мы знали, как правильно жить духовной христианской жизнью. Мы познаем веру не для того, чтобы узнать что-то новое и интересное, в духе сегодняшнего легкомысленного потребления информации, а для того именно, чтобы знать, кик жить так, чтобы быть всегда со Христом. Поэтому вера неотделима от благочестия. «Вера без дел мертва» (2, 26), говорит ап. Иаков, а ап. Павел пишет, что во Христе Иисусе силу имеет лишь «вера, действующая любовью» (Гал. 5, 6); благочестие же и есть как раз это действование по вере. Следовательно, для того, чтобы понять, познать, усвоить себе веру, нужно по ней жить и повседневно действовать в духе веры, по заповедям Господним. По аналогии: для того, чтобы полностью понять, что есть тот или иной музыкальный инструмент, ну скажем, фортепиано, недостаточно изучить лишь только принципы его устройства, или как теоретически извлекается звук; наряду с этим знанием нужно выучиться на нем играть, т.е. применить на практике, осуществить полученное знание, и только тогда усвоение предмета будет полным.

Главное – идти путем со знанием дела, а не только лишь знать теоретически о нем. Таким образом, будет ли духовная жизнь правильной, зависит, в том числе и от того, правильное ли о ней человек имеет представление. Ибо опыт свидетельствует, что наша духовная жизнь будет такова, каковы будут основные понятия и мнения человека о христианстве.

Примет человек неправильную мысль о Боге, например, что Бог – это некий компьютер, подсчитывающий мельчайшие наши провинности и злорадно готовый только наказывать, - такая у него и будет жизнь, такие и отношения выстроятся с Богом, – как у заключенного и надзирателя.

Примет человек неправильную мысль о том, что духовная жизнь - это не каждодневная борьба со страстями, исполненная крайней трезвости и осторожности, а чудеса, видения, знамения конца света, «ощущения благодати», поездки по святым местам, окунания в источники, старцы и старицы, – и христианство исчезает, а взамен появляется полукликушеское язычество православного обряда. Утвердится человек во мнении, что в общественно-политическом устройстве мира те или иные формы его или национальная принадлежность имеют религиозное значение, – и пойдет искать масонов и восстанавливать монархию, считая именно это делом благочестия. И так далее и тому подобное... При этом такие люди вполне могут считать себя истинно православными. Но что такое Православие? Оно есть правильное, истинное отношение человека к Богу, к миру, к ближним, к самому себе. И наша задача – быть именно православными христианами, право содержащими веру и право живущими по ней.

игумен Пётр (Мещеринов)

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.