ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет


Деятельность российской интеллигенции: нравственное служение


Служение людям, Родине напрямую связано с нравственным основанием личности человека, главный стержень которого составляет любовь, и в том числе любовь к себе как части своего народа, своей земли. Парадокс русской действительности заключается в том, что многие образованные люди в России: «так прямо и рождались у нас эмигрантами, хотя большинство их не выезжало из России». (1.С.255) Уже несколько столетий, ориентация на западную традицию, культуру и опыт с одновременным принижением своего родного - отличительная черта многих образованных людей в России. Приведем слова Ф.М. Достоевского: «...все неудачи русского общества, вся бесхарактерность неокоторых слоев русской народности происходит именно от разлагающего, ленивого и апатичного нашего, доведшего нашу разобщенность с почвой до равнодушия к ней, до смешного непонимания ее и даже - в иных индивидуумах - до какого-то как бы обязательного, почти хвастливого принципа не понимать и не признавать ее вовсе». (1,С.20б) Не все представители интеллигенции были только критичны в отношении сложившегося в России мироустройства. Очень многие из них искренне и бескорыстно трудились на благо своих соотечественников, своей любимой Родины.

Одним из самых масштабных направлений общественных усилий в России второй половины 19в. - нач. 20в. являлось дело народного просвещения. В обществе того периода преподавание воспринималось как одна из форм общественного служения. Многие образованные люди по собственной инициативе стали открывать бесплатные воскресные школы для неграмотного населения (детей и взрослых, крестьян и рабочих). Инициаторами выступали учителя, студенты, офицеры, представители дворянства, предприниматели и другие частные лица, а также учреждения и даже военные части. Учителями в этих школах работали, кто хотел и мог. Работали бесплатно, сверх обычной своей службы, уделяя любимому делу собственное свободное время. Например, В.Я. Стоюнин, в молодости мечтавший совсем о другом призвании, стал учителем и отдал все силы педагогическому поприщу. Известный деятель народного образования В.Я. Абрамов оставил Институт инженеров путей сообщения и с 1871 г., стал народным учителем в деревне Волково Петербургского уезда, всю жизнь, посвятив организации народных школ. (3, С.171)

Много усилий в организацию деревенских школ вложила В.С. Серова, жена композитора и мать художника. А.Я. Герд впервые создал школу для малолетних преступников, основанную на воспитании привязанности к товарищескому коллективу. Известно, что долгое время работала женская воскресная школа Х.Д. Алчевской. (3, С.257-258)

Представителями интеллигенции создавались различные общества, которые также организовывали общеобразовательные школы, выездные просветительские лекции в провинции, проводили лекционную работу при классах, музеях, фабриках, создавали библиотеки, занимались издательским делом, создавая т.н. «Библиотеки самообразования» и многое другое. Например, Русское техническое общество, до 1896 г. устроило кроме специальных технических училищ, курсов и школ для детей рабочих еще 15 воскресно-вечерних классов для рабочих и 2 класса для работниц. Или Учебный отдел Общества распространения технических знаний, открытый в 1871г. под председательством В. Я. Стоюнина с 1885 г. организовывал в Москве публичные чтения по истории литературы, истории, географии и естественным наукам.

Большой популярностью у рабочих пользовались Пречистенские курсы, открытые в рабочем квартале Москвы в октябре 1897г. Здесь бесплатно читали лекции выдающиеся ученые, например И. М. Сеченов, прочитавший курс анатомии и физиологии в 1904 г.

При педагогическом музее прикладных знаний в Петербурге проводились лекции естественнонаучного и технического содержания для солдат и низших слоев городского населения, причем лекции издавались и широко распространялись в виде брошюрок по школам, казармам и даже тюрьмам. А сотрудниками и посетителями Политехнического музея в Москве (иногда называют первым народным университетом) долгое время проводились лекции по различным вопросам естествознания и техники. К. А. Тимирязев, посетив их в 1884 г., восторженно отзывался, что ни в Лондоне, ни в Париже он не встречал «картины более утешительной» (3, С.259-261).

Можно найти много свидетельств раскрывающих жизнь и деятельность представителей интеллигенции как бескорыстное служение, в том числе своей малой Родине. Известны воспоминания о Н.М. Ядринцеве, активном общественном сибирском деятеле: «Он желал быть хорошим человеком, полезным деятелем...журналы, научные экспедиции, помощь голодающим, устройство быта учащейся молодежи, сибирский университет -Ядринцев всегда рвался на такие дела, иногда сам создавал их...». (4)

Деятельность интеллигенции в Сибири находит свое выражение в учреждении и развитии музеев, библиотек, выставок, публичных лекций, воскресных школ, театров, что способствовало утверждению в сибирской провинции лучших традиций российской культуры. В одной из заметок газеты «Степной край» отмечалось: «Нельзя упрекнуть нашу городскую интеллигенцию в ее равнодушии к общественным нуждам. Всюду и во всем проглядывалась ее неутомимая деятельность на почве благотворительности...». (4)

Деятельность представителей интеллигенции затрагивала культурно-просветительную, благотворительную, научную, медицинскую сферы городской культуры, в большей степени, конечно, губернских городов Западной Сибири - Омска, Томска, Тобольска.

Среди организаций, создаваемых в городах Западной Сибири можно назвать такие как общества трезвости, литературно-музыкально-драматические общества, общества изучения Сибири, ЗСОИРГО, профессиональные общества врачей, Тобольское Физико-медицинское Общество, Томское Общество естествоиспытателей и врачей и др. (4)

Одним из известных наших соотечественников является общественный деятель, исследователь Сибири И.Я. Словцов (1844-1907). Родился в Тюмени. Обучение проходил в Тобольской гимназии и в Казанском университете. Был в числе членов-учредителей Общества исследования Западной Сибири, Западно-Сибирского отделения Русского географического общества (ЗСОИРГО). Был участником научных экспедиций, автором научных работ по археологии, палеонтологии, ботанике, зоологии Сибири. В 1883-85 годах на берегу Андреевского озера близ Тюмени проводил археологические раскопки. За свой вклад в науку Иван Яковлевич награждался медалями Стокгольмской академии и Русского Географического Общества, был членом археологических обществ Финляндии и Берлина.

С 1879 по 1906 И.Я. Словцов являлся директором Александровского реального училища в Тюмени. Его богатейшая коллекция составила основу Тюменского краеведческого музея. Как отмечали современники, И.Я. Словцов был одним из образованнейших и интереснейших людей. (5)

Довольно активным в общественной деятельности было студенчество. Сибирской студенческой молодежью создавались кружки (например, ураловедения, самообразования), проводилась благотворительная работа. После начала первой мировой войны среди студенчества усилились патриотические настроения. Студенты уходили добровольцами на фронт. В 1916г. по всей стране был организован сбор пожертвований в фонд оказания помощи детям жертв войны. В Тюменской женской гимназии с этой целью было собрано 93 руб. 19 февраля в Тюмени был проведен кружечный сбор в пользу увечных воинов, где учащиеся средних и низших учебных заведений выступали в качестве сборщиков. Единовременный сбор пожертвований среди учеников был организован по просьбе Романовского комитета в апреле 1916 г. в Ишимской мужской гимназии. Воспитанники Тюменского коммерческого училища в октябре 1914 г. были привлечены к изготовлению и продаже флажков с целью оказания помощи в деле организации санитарного поезда имени Тобольской губернии. (2) Активную работу «общенародную службу» осуществляли врачи, земские врачи. Их самоотверженное отношение к работе и сострадательное отношение к больным перешло в общественную традицию. Земскую общественную медицину называли «сокровищем, подобного которому нет в Западной Европе».

(3, С.142) Врачи первыми в обществе поднимали вопросы санитарии и гигиены, на областных съездах разрабатывали мероприятия по противодействию эпидемиям. Например, Ф.Ф. Эрисман исследовал ночлежные дома и жилые подвалы Петербурга. Руководил обследованием фабрик и заводов Московской губернии по поручению Московского земства. Врач Е.М. Дементьев, обработав собранный материал, написал широко известную в свое время книгу «Фабрика, что она дает населению и что она у него берет». Большую самоотверженную работу проводили студенты-медики, которые в районах распространения эпидемий, «являлись желанными тружениками, добросовестно работающими», бескорыстными. (3, С.144)

Настоящим примером служения русского интеллигента является жизнь Антона Павловича Чехова. Великий русский писатель, несмотря на болезнь, недостаток средств осуществлял настоящую подвижническую работу. Во время путешествия на Сахалин (останавливался в г.Тюмени) в 1890г. он посетил тюрьмы, изучая их техническое и санитарное состояние, собрал материал о труде, быте сахалинских каторжников и местных жителей. А.П. Чехов написал книгу «Остров Сахалин», благодаря которой министерство юстиции и главное тюремное управление командировали на Сахалин своих представителей.

Во период холерной эпидемии А.П. Чехов работает земским врачом в 25 деревнях. На свои средства открывает медицинский пункт и снабжает больных лекарствами. Строит три школы для крестьянских детей, колокольню, пожарный сарай для крестьян, участвует в прокладке шоссейной дороги, добивается открытия почты и телеграфа, создает общественную библиотеку в родном Таганроге. В период сильнейшего голода 1891-1892 гг. в средней полосе России и Поволжье организует сбор пожертвований в пользу голодающих Нижегородской и Воронежской губерний и сам выезжает на места бедствия. Уже сильно больным туберкулезом, и проживая в Ялте, являлся членом попечительского совета женской гимназии, жертвует 500 рублей на строительство школы, хлопочет об устройстве первой биологической станции, работает в Попечительстве о приезжих больных. И сверх этих громадных бескорыстных усилий, Антон Павлович организует посадку тысячи вишневых деревьев, засевает голые лесные участки лиственницами, вязами, кленами, соснами и дубами. (6)

Понимая свою ответственность перед людьми, Родиной представители интеллигенции совершали «малые» и «большие» дела. Их интересовали вопросы общественного, политического, экономического и культурного развития страны, что проявлялось в создании многочисленных изданий (газет и журналов, центральных и провинциальных).

Одним из таких изданий стал журнал «Эпоха», выпускаемый М.М. и Ф.М. Достоевскими. Вот только некоторые (важные и сегодня) проблемы, поднимаемые в данном журнале: «...Мы по-прежнему убеждены, что не будет в нашем обществе никакого прогресса, прежде чем мы не станем сами настоящими русскими. Признак же настоящего русского теперь - это знать то, что именно теперь надо не бранить у нас на Руси. Не хулить, не осуждать, а любить у меть... Потому что кто способен любить и не ошибается в том, что именно ему надо любить на Руси — тот уж знает, что и хулить ему надо...Разве не за стыд, не за ретроградство считают у нас до сих пор идею о том, что мы - сами по себе, что мы своеобразны, своеисторич-ны? Разве не за принцип науки считают у нас, что национальность...есть нечто вроде болезни, от которой избавит нас всести-рающая цивилизация?...Ни одна в мире национальность, ни одно сколько-нибудь прочное государствен^ное общество еще никогда не составлялись доселе по пред-варительно рекомендованной и заимствованной откуда-нибудь извне программе». (1, С.229-230, 255)

Громадную работу, которую совершали наши соотечественники ради людей, понимая свои привилегии в образовании, социальном положении как ответственность перед наро-,. дом, как путь обращения к нему через корыстное служение является частью нашего исторического опыта. А сегодня ответим ли мы на вопрос, который был задан более 100 лет назад Ф.М. Достоевским: «...много ли нас, русских, имеют средства делать свое дело с любовью, как следует; потому что всякое дело требует охоты, требует любви в деятелей, требует всего человека. Многие ли наконей, нашли свою деятельность?!»


1. Достоевский Ф.М. Дневник. Статьи. Записные книжки: В 3 т. Т. 1. 1845-1875 гг. - М.: Захаров, 2005. - 480 с.

2. Ищенко О.В. Просветительская и благотворительная деятельность воспитанников учебных заведений в Западной Сибири. Исторический ежегодник под ред. А.В. Якуба.-Омск: Омск.гос.ун-т, 2000. С.22-31 http://www.tomskhistory.lib.tomsk.ru/files2/2783.pdf

3. Лейкина-Свирская В.Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX века. М, «Мысль», 1971.368 с.

4. Резун Д.Я., Шиловский М.В. Сибирь, конец XVI - начало XX века; фронтир в контексте этносоциальных и этнокультурных процессов. Новосибирск, 2005 http://www.history.nsc.ru

5. Словцов Иван Яковлевич//http://www.sibmuseum.ru/kraeved

6. Чехов Антон Павлович //httpр://chechov.niv.ru

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.