ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет



История Свято-Троицкого монастыря

Мужской монастырь был заложен в 1616 году казанским монахом Нифонтом по указу царя Михаила Федоровича, а построен Корнилием Хоревым с монахами. Через восемь лет была освящена деревянная шатровая Спасо-Преображенская церковь.


Монастырь был расположен на очень красивом, удобном и ответственном для города месте. Широкий плоский мыс между двумя речками и берегом Туры - это своеобразная «Завязка» города. С крутого берега реки Туры открывался великолепный вид на Заречье, далеко усеянное селами, деревнями, ветряными мельницами, рощами-перелесками.

После большого пожара в городе сгорела Спасо-Преображенская церковь мужского монастыря. Сибирский митрополит Филофей Лещинский стал ходатайствовать перед Петром I о постройке каменного монастыря как центра миссионерства и борьбы с раскольниками. Разрешение было получено сразу же (14 декабря 1706 года). Указ царя предписывал тобольскому воеводе князю Черкасскому отпустить монастырю тысячу рублей из тобольских доходов, кирпич делать самим (ссыльными людьми), лес и дрова возить пригородным крестьянам, а верхотурским крестьянам сплавить четыре струга белого камня. Для контроля за обеспечением каменного строительства материалами прибыл из Тобольска приказной человек А.И. Иконников.

К началу каменного строительства монастырь был переименован в Троицкий. Через девять лет в основном было завершено возведение двух каменных церквей - Троицкий собор (освящена в 1715 году) и Зосима и Савватия, переименованный позже в церковь Сорока мучеников (освящена в 1717 году). К 1741 году закончено строительство каменной монастырской ограды, настоятельского корпуса и колокольни Петропавловской церкви. Сама же церковь освящена в 1755 году.

С западной стороны находилась еще одна церковь, пристроенная непосредственно к трапезной в виде четырехугольной башни, крестовая (домовая) преосвященнейшего Филофея, посвященная Боголюбской иконе Божией Матери. После двух больших пожаров в середине XIX века Троицкий и Петропавловский храмы были частично перестроены. К тому времени монастырь состоял уже в третьем классе и считался лучшим в Сибири после иркутского Иннокентьевского монастыря. Каменный Троицкий монастырь - это образец истинного служения Богу Филофея Лещинского. Это умный деятельный человек, один из первых просветителей Сибири. Малоросс по происхождению, Лещинский закончил Киевскую духовную академию и через некоторое время был назначен экономом Киево-Печерской лавры. В 1702 году его назначают митрополитом Тобольским и Сибирским, а в конце следующего года он сообщает государю о необходимости завести в Сибири школы, учредить казенное пособие для учеников, организовать типографию, занимается строительством церквей города и монастыря. В 17II году Филофей принял схиму и удалился в Тюменский Троицкий монастырь, где и прожил (с пятилетним перерывом, когда он снова возвращался в Тобольск митрополитом) до самой смерти в 1727 году. После него остался не только каменный монастырь в г. Тюмени и тобольские постройки, но также несколько славяно-русских духовных школ и почти триста церквей по всей Сибири. Однако главной постройкой Лещинский считал Троицкий собор монастыря.

Троицкий собор построен по древнему образцу - в виде громадного куба, увенчанного мощным пятиглавием. Влияние украинского зодчества определило прорисовку глав Троицкого собора и даже саму постановку их на четверике по странам света, а не по углам четверика. Внутри храм был украшен великолепными иконостасами, блистающими позолотой и яркостью красок. Их создавали мастера, вызванные митрополитом Филофеем из Киева. П.А. Словцов, будучи в Тюмени и любуясь величием и украшением Троицкой церкви, сказал: «Митрополит Филофей, кажется, желал бы, если бы возможность слушалась ревности, наполнить алтарями и воздух, во славу Всевышнего».

Вторая сохранившаяся церковь монастыря - Петропавловская. Это единственная в Тюменской области церковь с крестообразным планом. Троицкий монастырь вместил в себя основные типы церквей того времени: традиционный кубический (Троицкий собор), «трапезный» (церковь Сорока мучеников), крестообразный (Петро-Павловская церковь). Шатровые колокольня и надвратная колоколенка как дополнение к ним.

Четвертой каменной постройкой монастыря стали двухэтажные настоятельские покои, сооруженные в 1739 году. Скромность архитектуры вполне соответствует назначению этого здания как жилого дома настоятеля монастыря. Окна открывали великолепные виды на Ямскую слободу с одной стороны и на монастырский двор с тремя громадными церквами в нем.

В 1880-е годы архимандритом Филаретом, настоятелем обители, было выстроено на личные средства здание церковно-приходской школы, рассчитанное на 80-100 учащихся. За алтарем Троицкого храма находилось небольшое кладбище для братии монастыря и его благотворителей. Еще со времен святителя Филофея монастырь стал миссионерским центром Западной Сибири. И уже после смерти своего покровителя монастырь имел славу обители, где охотно крестят и наставляют в православной вере евреев и мусульман, причем для последних Таинства совершались на татарском языке.

Подражая своему святому покровителю, монастырская братия никогда не отказывалась от участия в деле просвещения юношества. С 1761 года при Тобольском митрополите Павле II здесь была открыта латинская школа, преобразованная позже в славяно-русскую. С 1804-1805 года при монастыре действовало церковно-приходское училище для детейсирот священнослужителей. В 1810 году в нем обучалось 15 человек.

По данным Тобольской архиерейской канцелярии, в 1741 году в монастыре значится «на северной стороне подле ворот гостиная келья, при ней гошпиталь, в нем три человека…»

О восстановлении Троицкого
монастыря рассказывает наместник
архимандрит Тихон (Бобов)

Храмы Свято-Троицкого монастыря находились в ведении Управления культуры. По благословению архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия мне была определена приписная Крестовоздвиженская церковь, которую нужно было восстанавливать. Мы молились в этой поруганной святыне, где были в свое время автомобильные мастерские, откуда мы вывезли около десяти камазов мусора, шлаков. В храме не было ни света, ни тепла, но люди приходили молиться. По благословению правящего архиерея в каждый престольный праздник Свято-Троицкого монастыря: в день Святой Троицы, 12 июля в день апостолов Петра и Павла, на Успение, Преображение, 40 мучеников Севастийских – мы из Крестовоздвиженской церкви совершали Крестные ходы, с хоругвями, иконами шли к святыне, чтобы Господь услышал наши моления. Только наладили службы в Крестовоздвиженской, уже первые богослужения начали совершать в Успенском приделе Троицкого собора (с 28 августа 2001 года).

В 1996 году 11 декабря состоялась первая передача Тобольско-Тюменской епархии, правда не в собственность, а в аренду, Троицкого собора, монастырского корпуса и здания так называемой Воскресной школы. Нужно было готовить проектносметную документацию на восстановление. Это очень большой труд. Частично нам помогли меценаты, люди доброй воли. Пришлось и в Троицком соборе убрать огромное количество мусора, хлама. Сохранились фотографии того, что там было – завалы опила, цемента, в храме стояли деревообрабатывающие станки. В Успенском приделе была наковальня. Под престолом в любом храме всегда прочный фундамент, так именно в этом месте и устроили наковальню. Было огромное количество сварочных аппаратов. Все это нужно было демонтировать. С Божьей помощью мусор убрали и приступили к черновому настилу пола. Мы благодарны профессору Семену Яковлевичу Кушниру, который нам оказал большую методическую и практическую помощь, выдал технические рекомендации под своей подписью. Потом уже сделали пол из змеевика, мрамора – тот, что мы видим сейчас. Так постепенно проводили реставрацию Троицкого собора. Взять крышу например. Есть видеопленка 1995 года, на которой видно, какой была крыша – решето, небо просвечивает. Пришлось ее менять. Забот было много. Если проанализировать прошедшие годы, они были непростыми, конечно.

Мы помним и историю с долгим судебным процессом, когда меня обвиняли по статье 243, ч.2 УК – «умышленное разрушение памятника архитектуры федерального значения». Полтора года длился судебный процесс. Потом выяснилось, что снесенное и вновь отстроенное здание так называемой «Воскресной школы» на территории монастыря не было никаким памятником. В документах Министерства культуры это строение вообще не числилось, согласно проектной документации оно подлежало сносу. И тем не менее пришлось вынести длительные судебные разбирательства. По благословению архиепископа Димитрия в Троицком соборе первое богослужение совершилось 15 июня 2003 года в день Святой Троицы. Слава Богу, в настоящее время мы имеем почти восстановленный Троицкий собор, хотя там еще много работ по интерьеру. И посмотрите, все сейчас являются свидетелями, что даже фрески на стенах собора частично обновлены. Восстановленный по древним чертежам иконостас на сегодняшний день лучший в Сибири. С помощью Божией восстановим и Преображенский придел, поставим иконостас, и южный придел в честь святых Антония и Феодосия. Продолжается реставрация церкви Петра и Павла, разработана документация для реставрации наместнического корпуса.

Церковь – прежде всего люди. По благословению Владыки Димитрия постепенно подбирался священнический состав. В начале были отец Георгий Санников, он был чтецом во Всехсвятской церкви, потом диаконом, потом священником, сейчас служит в г. Ялуторовске; отец Геннадий Бодрягин, тоже сначала был чтецом, диаконом, потом священником. Были монашествующие – отец Кирилл, отец Даниил. Они мне помогали.

И прихожане собрались. Сначала мало было народа, потом все больше и больше. В монастыре в настоящее время 15 человек братии, есть устав, монашеские требования. Девиз таков – молись и трудись. В монастырь приходят не укрыться, спрятаться от мирской жизни, но, наоборот, если надо, приходится идти в мирскую жизнь, как сказано: погибай сам, но спасай других. Поэтому насельники нашего монастыря - отец Амвросий, отец Симеон - посещают тюрьмы, больницы. У нас прекрасно поставлены катехизаторские проповеди в онкологической больнице. В субботу-воскресенье, когда священник туда приходит, до 20-30 человек исповедуются и причащаются, соборуются. У каждого в монастыре свое послушание. Кто служит на скотном дворе, кто - в подсобном хозяйстве, кто - на клиросе читает, кто певцом служит, катехизатором, кто - преподает в училище.

Все должны со страхом Божиим и трепетом нести свои послушания. Именно монастырь был в свое время просветительским, противораскольническим, миссионерским центром. И сегодня приоритетной для Троицкого монастыря является учебно-просветительская деятельность. В 1999 году было построено и освящено первое здание Тюменского Духовного училища. В 2006-2007 учебном году освящен новый, более просторный корпус училища, а количество студентов увеличилось почти вдвое и составляет 60 человек.

В отреставрированной монастырской школе, построенной архимандритом Филаретом, располагается монастырская лечебница, которая оказывает медицинскую помощь как насельникам монастыря и студентам Духовного училища, так и всем приходящим сюда людям.

По материалам книги «Святитель Филофей Лещинский»,
из интервью М.Ю. Бакулина с о. Тихоном (Бобовым)

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.