ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет


Вера и знание в жизни Галилео Галилея

Начинается учебный год. Что возьмут школьники из учебников, кроме фактов? Хороший педагог помимо сухого материала постарается рассказать, как нелегко люди получали знания, как непроста была жизнь ученых, совершавших открытия. Что ими двигало, какие цели ставили они перед собой? Ученые прежних времен, оставаясь людьми веры, веруя в разумное устроение мира, искали следы Бога в мироздании – и совершали открытия. Часто они сталкивались с господствующими взглядами. В прежние годы говорили, что при этом неизбежно противостояние веры и знания. Так ли это? На примере жизни великого итальянского ученого Г. Галилея рассмотрим этот конфликт.

ВЕЛИКИЙ УЧЕНЫЙ

Легко прочитать биографию Галилео Галилея (1564-1642) и найти его труды на русском языке. (Избранные труды в двух томах. М., Изд. «Наука», 1964 г.) Каждому вчерашнему школьнику известны его астрономические и механические открытия. В 1609 году ученый направил усовершенствованный им телескоп в небо и открыл, что Млечный путь — это миллиарды светил. У Юпитера он обнаружил четыре спутника, впоследствии названные его именем — Галилеевские: Ио, Европа, Ганимед и Каллисто. Вооруженному оптикой взгляду ученого открылись высочайшие (до 10 км!) горы на Луне, пятна на Солнце и его вращение, фазы Венеры, а в последние годы жизни, перед слепотой — либрации Луны (небольшие покачивания относительно Земли). Известны труды Галилея по гидростатике, теории вероятности, баллистике, определению максимальной дальности полета снаряда. Он составил первые в мире артиллерийские таблицы. Ученый прекрасно рисовал, играл на лютне, преподавал в университетах Пизы, Падуи, Флоренции.

БЫЛ ЛИ КОНФЛИКТ?

Люди старшего поколения сразу вспомнят, что им настойчиво рассказывали о конфликте Галилея с Католической церковью, которая подвергла его суду инквизиции и приговорила к пожизненному домашнему аресту. Тогда ученого заставили отречься от своего главного труда — «Разговора о двух главнейших системах мира», птолемеевской и коперниковской. Красиво рассказывали, как «преследуемый церковью ученый» произносил шепотом предсмертные слова «А все-таки она (Земля) вертится». Да и сейчас мало кто знает, что это легенда, которая родилась через полтора столетия после смерти Галилея. Советские люди обычно не задумывались над тем, почему в осужденной католиками книге указывается на мир как на Божье творение. Упускался из виду и очевидный факт: ученый был глубоко верующим человеком. В биографии Галилея обнаруживается и то, что ученый искреннее желал стать священником, и то, что две родные дочери и внук с его благословения приняли монашество. Галилей до конца дней оставался послушным сыном Католической церкви, шестым академиком знаменитой папской академии наук, труды которого весьма высоко чтили его современники не только из ученого мира, но и из церковной среды. Римские папы Павел V и Урбан VIII высоко отзывались о его открытиях, а Павел V даже защищал Галилея от справедливой критики коллег ученых-иезуитов по поводу комет.

БИБЛЕЙСКОЕ И НАУЧНОЕ

Главное, что вызвало ожесточенный конфликт в западном мире между зарождавшейся экспериментальной наукой и католической церковью, догматизировавшей некоторые научные воззрения полуторатысячелетней древности — вопрос о положении Земли во Вселенной. Вся Библейская история от сотворения мира до его конца разворачивается на Земле. Христос пришел на Землю, чтобы спасти грешный род людской. По Аристотелю, в центре мироздания находится земля, и к ней вниз устремляется все тяжелое, вещественное. Над ней – семь небесных сфер, свод неподвижных звезд и далее Перводвигатель Вселенной, Бог, дающий движение всему. Библейская и естественнонаучная картины мира прочно соединились, к несчастью, для обеих. Остается удивляться смелости Галилея, который критиковал взгляды Аристотеля и не побоялся после осуждения на сожжение в 1600 году Дж. Бруно открыто защищать взгляды Николая Коперника, чье учение в 1616 году было признано ересью, несовместимой с истинами Священного Писания. Особенно возмущали недоброжелателей Галилея его пропаганда гелиоцентрической системы мира, поскольку вращение Земли противоречило текстам Псалмов (Псал. 103: 5), стиху из Экклезиаста (Екк. 1: 5), а также эпизоду из «Книги Иисуса Навина» (Нав. 10: 12), где говорится о том, как Иисус Навин упросил Бога остановить Солнце, а не Землю. Напомним, что и Аристотель, и древнегреческий астроном Клавдий Птолемей (ок. 87 — 165) отстаивали геоцентрическую модель мира с Землей в центре мироздания, которая была принята в западном и арабском мире до создания гелиоцентрической – с Солнцем в центре системы Николая Коперника (1543 г.).

Гениального ученого Католическая церковь за коперниканство судила дважды – в 1616 и в 1633 годах. Приговор первого суда был мягким. Великий инквизитор Роберт Беллармин запретил Галилею проповедовать учение о неподвижности Солнца и движении Земли вокруг него как противоречащие Библии. Но как удобную математическую модель — считал кардинал — коперниканство использовать можно. После второго суда, по поводу написанной книги, ученый вынужден был на коленях отречься от гелиоцентризма. На наш взгляд, Галилей на суде 1633 года сказал слова, которые провели важную демаркационную линию между наукой и религией: «Библия указывает нам путь на небеса, но не указывает, как эти небеса движутся». Современные исследователи Аннибале Фантоли и Чарльз Хаммель считают, что фактическая сторона спора церкви и науки в этот период, по сути, являлась борьбой не веры и знания, а столкновением двух конфликтующих научных систем (ученые-иезуиты были также выдающимися астрономами того времени). Однако, ни у старой птолемеевской науки, ни у новой — гелиоцентрической, не было достаточных аргументов для окончательной победы. Они появились только в 19 веке, когда с помощью звездного параллакса и маятника Фуко было неопровержимо доказано движение Земли вокруг Солнца. Таким образом, даже в этом остром противостоянии конфликта между религией и наукой не было.

Каковы бы ни были причины процесса над Галилеем, последствия этого суда были печальны. Наука и Католическая церковь оказались в жестком противостоянии. Научная мысль на юге Европы постепенно замерла, и центры развития науки переместились в протестантские страны, где идеи Галилея были подхвачены и развиты.

В 1979 году по инициативе Папы Иоанна Павла II была создана комиссия по реабилитации Галилея, и 31 октября 1992 года Папа официально признал, что инквизиция в 1633 году совершила ошибку.

Прошлый 2009 год был посвящен 400-й годовщине изобретения Галилеем телескопа. Это был Международный год астрономии, объявленный ООН, и Ватикан присоединился к его проведению. Галилей был «верующим человеком, который пытался, в контексте своего времени, примирить результаты своих научных исследований с основами христианской веры, – говорится в официальном сообщении службы печати Святого Престола, – этим Галилей заслуживает нашего признания и благодарности».

В заключение скажем, что в нашем российском обществе еще совсем недавно доказывали извечную конфликтность науки и религии. Модели взаимодействия Русской Православной Церкви с научным Российским сообществом только выстраиваются, и поэтому особенно важно не повторять трагических ошибок западных христиан в этой деликатной сфере — взаимодействия научного и религиозного мировоззрений.


Диакон Димитрий
Майоров, преподаватель
Тюменского Духовного
училища

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.