Тропарь из канона, песнь 3-я,
из службы Собору Сибирских святых
Святитель Димитрий, митрополит Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало),
принадлежит к числу тех церковных деятелей, которые сочетали в своей жизни и церковном служении благочестие и
духовно-молитвенный подвиг с просветительским деланием.
Он родился в декабре 1651 года в городе Макарове близ Киева в семье полкового
сотника Саввы Григорьевича Туптало. Первоначальное образование будущий святитель получил в семье благодаря матери
Марии, по словам самого святителя, женщины
«постоянно добродетельной и набожной», и
отца, последние годы своей жизни потрудившегося в должности ктитора Кирилловского монастыря в Киеве. Отец привил
ему любовь к чтению Часослова, Псалтири,
Библии и Житий святых. В возрасте одиннадцати лет он поступил в Киево-Братскую
школу при Богоявленском монастыре.
Под влиянием благочестивых книг, в
первую очередь житий, и молитвенной благочестивой жизни родителей, к тому же будучи наделенным от природы живым воображением, созерцательным складом ума и
глубиной чувств, он рано обнаружил заметное тяготение к одиночеству и стал думать о
монашестве.
9 июля 1668 года восемнадцатилетний
Даниил принял постриг в Кирилловском
монастыре с именем Димитрий, через год
был возведен в сан иеродиакона, а в 1675
году архиепископ Черниговский Лазарь
(Баранович) рукоположил его в Густынском монастыре в сан иеромонаха.
Жизнь Димитрия с момента пострижения до вступления на митрополичью кафедру была непрерывным странствованием по монастырям: Кирилловский монастырь в Киеве, Густынский монастырь,
Виленский Свято-Духов монастырь, Преображенский монастырь в Слуцке, Николаевский Крутицкий монастырь вблизи Батурина, Киево-Печерская Лавра, где с благословения архимандрита Варлаама он начал
составлять Четий Минеи; вновь Батуринский монастырь, и завершение в этой обители трудов над первой частью Четий Минеи;
Глуховский Петропавловский монастырь,
Киевский Кириллов монастырь, Елецкий
Успенский монастырь в Чернигове, Спасский Новгород-Северский монастырь — последнее земное пристанище святителя.
Куда бы ни приходил иеромонах Димитрий, всюду стекался народ послушать его.
Его проповеди отличались большими внутренними достоинствами — простотой и доходчивостью для всех слушателей, потому
что, изливаясь из глубины чистого пастырского сердца и богословствующего ума, покоряли слушателей и влекли их к истинно
Евангельской жизни. В своих проповедях
он обличал пороки современного ему общества, не останавливаясь обличать и сильных
мира сего.
По повелению Петра I 23 марта 1701
года состоялась его хиротония в митрополита Сибирского и Тобольского, но побывать ему в Тобольске так и не пришлось. Дорога для дальнего путешествия была трудна,
и добраться сразу после хиротонии до далекой Сибири не представлялось никакой
возможности. Святитель Димитрий оставался в Москве, а жил в Чудовом монастыре,
где находилось Сибирское подворье, в котором совершал богослужение, неутомимо поучая народ. Летом святитель Димитрий серьезно заболел.
Во время болезни за ним ухаживали его
московские друзья, но болезнь плохо поддавалась лечению, и недуг усиливали душевные волнения о предстоящей поездке в Сибирь. Но отнюдь не лишения и не те великие
апостольские труды, на которые посылали в Сибирь святителя, страшили его, — он
болел сердцем о невозможности в связи со
своим новым назначением закончить Четии
Минеи, опасаясь, что при новых условиях
жизни ему на удастся завершить этот труд
и выполнить этот долг послушания, данный
ему родной Православной Церковью еще в
бытность насельником Киево-Печерской
Лавры.
Больного навестил царь и лично интересовался состоянием его здоровья и дел.
Святитель ответил Петру: «Меня посылают в суровый край, а на мне лежит послушание — окончить «Жития святых»». Петр
разрешил ему остаться в Москве. В январе 1702 года скончался Ростовский митрополит Иоасаф. На эту вдовствующую кафедру и был назначен святитель Димитрий. По прибытии в Ростов он посетил
Яковлевский монастырь и в монастырской
церкви Зачатия Пресвятыя Богородицы,
после молитвы сказал: «Се покой мой, зде
вселюся во век века». Это было пророческое предсказание, что в Ростове закончит
он свою жизнь.
Святитель Димитрий семь лет управлял Ростовской епархией. Здесь он составлял окружные послания к священнослужителям, открывал семинарию, вел борьбу с
расколом и с церковной кафедры, и в частных беседах. В полемике с раскольниками
он написал книгу: «Розыск о раскольнической брынской вере». Святитель Димитрий
известен и как автор переложений на музыку двадцати шести псалмов. Святитель Димитрий Ростовский жил в эпоху преобразований. Как пастырь, он осуждал крайности
нововведений Петра, поскольку они были
направлены против Церкви; обличал пьянство, неблагоговение к святыне, несоблюдение постов, но приветствовал действительные улучшения, особенно в области народного просвещения.
Отличительной чертой характера святого иерарха было его смирение, аскетизм
и молитвенный подвиг. Когда в 1697 году
один из монахов поздравил его с возведением в сан архимандрита, он ответил: «Я неблагонравен, а злонравен, исполнен злых
навыков, груб я и невежа, а свет мой — одна
тьма и прах».
23 октября 1709 года святитель Димитрий мирно почил, его тело было погребено в Иаковлевском монастыре. 21 сентября 1752 года мощи обретены нетленными.
В 1757 году святитель Димитрий причислен
Русской Православной Церковью к лику ее
святых.
И в этом же году указом Святейшего
Синода было дано указание составить житие и службу святому Димитрию, митрополиту Ростовскому.
На серебряной раке, устроенной императрицей Елисаветой Петровной для положения мощей святителя, вырезана сочиненная Ломоносовым надпись.
Многие сочинения святителя Димитрия и в настоящее время являются пособием при изучении церковной жизни и житий
святых.
ТРОПАРЬ, глас 8-й
Православия ревнителю и раскола искоренителю, Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче, списаньми
твоими буих уцеломудрил еси. Цевнице духовная, Димитрие Блаженне, моли Христа Бога
спастися душам нашим.
КОНДАК, глас 8-й
Звезду Российскую, от Киева возсиявшую, и чрез Новград Северский в Ростов
достигшую, всю же страну сию ученми и чудесы озарившую, ублажим златословеснаго
учителя Димитрия. Той во всем вся написа, яже к наставлению, да всех приобрящет,
якоже Павел Христу, и спасет правоверием
души наша.