ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет


Первый век Христианства


Проповедь апостолов.

Иудея потрясена недавним арестом, распятием и, особенно, воскресением Христовым. Весть об этих событиях разошлась далеко за ее пределы. Как свидетельствует Евсевий Памфил (IV в.), которого называют «отцом церковной истории», «Пилат сообщил императору Тиберию, что по всей Палестине идет молва о воскресении Иисуса, и что в Него многие уже уверовали как в Бога». Говорят, что император сообщил об этом сенату и, хотя сенат отказался от рассмотрения вопроса, «Тиберий сохранил свое прежнее мнение и не замышлял против учения Христова ничего худого».

Через три года после Распятия и Воскресения, в 36-м году прокуратор Понтий Пилат, который приговорил Иисуса Христа к смерти, был отозван из Иудеи. По одному из преданий, он был сослан в Галлию, современную Францию, в город Вьенн, где покончил с собой, как поступали многие пресыщенные жизнью римские патриции. Но какова была истинная причина этого поступка - мы можем только догадываться.


Храмовая роспись храма св. Марии Магдалины в Иерусалима Мария Магдалина у императора Тиберия (сайт «Православный поклонник на Святой Землею)

А год спустя, в 37 году, умер и сам Тиберий, проживший последние годы, больной и опустошенный, в добровольном уединении на острове Капри, близ Неаполя. Сюда незадолго до его смерти пришла равноапостольная Мария Магдалина с проповедью о Распятом и Воскресшем Учителе. Приветствуя императора, она подала ему красное пасхальное яйцо - символ новой жизни - со словами: «Христос Воскресе!» С тех пор распространился обычай дарить друг другу на Пасху крашеные яйца.

В год 50-й, по свидетельству римского историка Светония, императором Клавдием были изгнаны из Рима евреи по причине того, что они «постоянно были возмущаемы неким Хрестом». Это было первое - пусть и с ошибочным написанием, - через «е» вместо «и» - упоминание Иисуса Христа в латинских исторических источниках.

Ранее мы вспоминали о чудесном преображении под действием благодати Божией гонителя христиан Савла в апостола Павла. Проповедуя учение Христово, он достиг Афин - столицы тогдашней философской образованности. В «Деяниях святых Апостолов» читаем: «И, став Павел среди Ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: «Неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам». Одного из философов - Дионисия Ареопагита, то есть члена Афинского Ареопага, апостолу Павлу удалось даже обратить в христианство. Он стал первым епископом Афинской Церкви.

Просветив Грецию, апостол Павел и сам намеревался перенести свою миссионерскую деятельность на запад, в Рим и Испанию. «Как только предприму путь в Испанию, приду к вам», — писал он в Послании к Римлянам. Но в столицу Римской империи ему суждено было попасть не в качестве свободного проповедника, а под стражей, поскольку, арестованный в Иерусалиме, он как римский гражданин потребовал «суда кесаря». Это был мудрый тактический маневр. Неслучайно Евангелист Лука заканчивает книгу «Деяний святых апостолов» прибытием Павла в Рим весной 61 года. С приходом в Рим дело первоначальной проповеди апостолов завершено, христианским благовестием охвачена вся Вселенная.


Проповедь ап. Павла на Афинском ареопаге. Рафаэль (] 4S3-152O) (сайт art bible, info)

Впрочем, есть исторические данные, что апостол Павел в Риме был вскоре освобожден из-под стражи и смог совершить задуманное им путешествие на запад, в Испанию. С памятью об этом последнем его благовестническом путешествии связывают селение на атлантическом побережье Испании, расположенное на мысе, который так и называется: Финистерра- «Край Земли».

Но апостольскому благовестию подлежали пределы не только дальнего Запада, но и Востока. К сожалению, о жизни и миссионерских подвигах каждого из Апостолов сохранилось лишь немного сведений. «Святые Апостолы и ученики Спасителя рассеялись по всей Вселенной. Фоме, как говорит предание, выпал жребий идти в Персию и Индию, Андрею - в Скифию, Иоанну - в Малую Азию, где он жил и умер в Ефесе. Петр проповедовал иудеям, рассеянным в Понте, в Галатии, в Вифинии, в Каппадокии и в Асии, а под конец, находясь в Риме, распят был на кресте, головою вниз, каковой образ страдания избрал сам».

Перенесемся теперь на Русь, куда по преданию ходил апостол Андрей Первозванный. Свидетельство об этом наиболее важно для будущего Русской Церкви. Напомним, что сообщает об этом Нестор Летописец в своей «Повести временных лет», первом русском летописном своде. Когда Андрей учил по берегам Черного моря, он пришел и в Херсоыес - ныне это окраина Севастополя. Здесь он узнал, что неподалеку находится устье реки Днепр, и решил отправиться по Днепру вверх. Дойдя до возвышенности, на которой стоит теперь Киев, он остановился. «И утром, встав, сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог множество церквей». И, взойдя на горы эти, благословил их и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев». По преданию, апостол продолжил свое путешествие вверх по Днепру и дошел до пределов новгородских, где также воздвиг крест — на месте нынешнего села Грузина.


Обретение мощей Климента Римского близ Херсонеса. Миниатюра из Менология императора Василия П. XI в.

Позже в Херсонесе Таврическом в Крыму проповедовал и умер ученик апостолов, святой Климент, папа Римский. Он был сослан при императоре Траяне вместе с сотнями других христиан в каменоломни далекого Крыма. После трех лет каторжных работ Климент претерпел мученическую кончину - был привязан к якорю и брошен в море. В 861 году мощи святого Климента были обретены святым Кириллом, просветителем славян. Часть мощей была отнесена им в Рим, где и находится ныне в храме святого Климента, построенном на месте дома, где жил Климент. Другая часть была перенесена князем Владимиром в Киев, в Десятинную Церковь.

Можно верить или не верить летописным сказаниям. Но нельзя отрицать их значения для национального самосознания. Русская Православная Церковь с самого основания мыслила себя преемницей благовестил и благословения святых апостолов.

По материалам аудиокниги
«История Христианской Церкви»
иерей Григорий Мансуров,
г.Тюмень

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.