ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет


Исаак Ньютон и его религия

Внутренняя жизнь самых известных людей чаще всего - неразгаданная тайна. Эти слова в полной мере относятся к Исааку Ньютону. Его естественнонаучные труды стали классикой естествознания и до сих пор украшают научные библиотеки всего мира. Однако содержание теологических трактатов известно лишь специалистам, а философское наследие и многие письма великого англичанина так и остаются неопубликованными. Значит, до сих пор мы достоверно не знаем, какими были религиозные взгляды ученого, описавшего механические законы движения вселенной.

Что лежит на поверхности

Биография великого физика, математика и астронома на страницах любого школьного учебника занимает всего несколько строк. Ньютон никогда не выезжал из Англии, и вся география его путешествий - деревня Вулсторп, где он родился в 1642 году, Кембридж, где он учился в Тринити-колледже, и Лондон, в котором он стал управляющим Монетного двора, а затем - президентом Королевского общества. Последние годы жизни провел в Кенсингтоне и умер в 1727 году.

Чаще всего вспоминают фундаментальный труд Ньютона «Математические начала натуральной философии» 1687 года и монографию «Оптика» 1704 года. Закон всемирного тяготения и три закона Ньютона лежат в основе современной динамики и кинематики, описывающих движение от мельчайших частиц до галактик. За всю долгую 84-летнюю жизнь эти рабо ты стали главными его заслугами наравне с созданием интегрального и дифференциального исчислений. Правда, за приоритет в создании этого мощного аналитического орудия современной науки он боролся до 1716 года, самой смерти Лейбница, его друга и соперника. Зато теперь каждый старшеклассник должен знать формулу Ньютона-Лейбница, по которой вычисляется площадь криволинейной трапеции - значение определенного интеграла.

Ньютон в 1670 г. сделал первый в мире телескоп-рефлектор с отражательным вогнутым зеркалом, но и такое устройство оказалось гораздо совершеннее телескопа-рефрактора Галилея, состоявшего только из линз. Принцип Ньютона лег в основу создания всех современных мощных телескопов, от крупнейшего в Евразии телескопа БТА на территории России, в горах Северного Кавказа с диаметром главного зеркала 6 м до телескопа Хаббла на орбите Земли с диаметром зеркала 2,4 м.

Поиски Бога

О религиозных взглядах сэра Исаака Ньютона до сих пор спорят. Настоящей сенсацией стала выставка его теологических трактатов, показанная в Иерусалиме в 2007 году. Это книги, над которыми он трудился почти половину своей жизни.

Историческое сочинение «Хронология древних царств» рассказывает о том, что происходило одновременно с библейскими событиями Ветхого Завета, и такое исследование было предпринято с целью доказательства подлинности Библии методом сопоставления с альтернативными хронологиями всемирной истории. Другой труд - «Замечание на книгу пророка Даниила и Апокалипсис св. Иоанна» - рассказывает о последних событиях мира. В богословском трактате «Историческое прослеживание двух заметных искажений Священного Писания» исследователь подвергает текстологической критике два стиха Нового Завета, свидетельствующих о Троичности Бога и божестве Иисуса Христа (1Иоан. 5:7, 1 Тим. 3:16).

Ученые с глубоким уважением относятся к гению великого физика и математика. Но теологи, прочитав его «Замечания на Апокалипсис», лишь улыбнутся. Слишком сильно желание автора увидеть в апокалиптической вавилонской блуднице Римско-Католическую Церковь. Ньютон был свидетелем царствований Карла I и его сына Карла II, пытавшихся восстановить католичество в Англии, и восстания Оливера Кромвеля против ненавистной народу тирании. И поэтому понятно желание истинного англичанина поучаствовать в борьбе народа если не оружием, так пером (По толкованию Ньютона «666» - число зверя, соответствует ΑΑΤΕΙΝΟΣ, «а кто не примет эту веру, будет убиваем» - Апок. 13:18).

Исаак Ньютон формально принадлежал Англиканской церкви, был крещен в младенчестве, а его отчимом стал англиканский священник. Многие ученики и друзья Ньютона были одновременно теологами. Ньютон не представлял исключения в этом смысле, тем более что и семейная обстановка в Вулсторпе располагала с ранних лет к занятиям богословием. В этом смысле богословие перешло к Ньютону по наследству и по традиции. Его детство проходило в окружении религиозной матери и дяди-священника, который настоял на поступлении племянника в Тринити-колледж. Блестящие успехи позволили Ньютону уже в 26 лет стать магистром, и он мог возглавить кафедру математики вместо его учителя Исаака Барроу. Для этого молодому человеку необходимо было принять священный сан. Но Исаак отказался. К этому времени, говорят исследователи, он уже не верил в Святую Троицу, но открыто об этом не говорил, потому что законодательный акт 1698 года «О подавлении богохульства и нечестия» за эту ересь мог подвергнуть человека тюремному заключению.

Однако ни в какой момент жизни Ньютона мы не можем сказать, что он был противником Бога. Хотя его «Начала» не говорят о метафизических причинах, как было принято до этого (в духе «Метафизики» Аристотеля, рассуждавшего о целях любого движения), одно из слов предваряется хвалой Творцу. Оба его основных труда — «Начала» и «Оптика» — имеют религиозные завершения, написанные с необычайным подъемом. В последнем поучении «Начал» Ньютон прямо пишет: «Рассуждение о Боге на основании совершающихся явлений, конечно, относится к предмету натуральной философии».

В последнее время говорят о связях сэра Исаака Ньютона с масонами, в связи с нашумевшим фильмом по роману Дэна Брауна «Код да Винчи». Однако доказать членство Ньютона в тайном обществе «Приор Сиона» не позволяет отсутствие достоверных историче ских документов.

Механистическое мировоззрение, сформировавшееся в XVII столетии трудами Рене Декарта, Иоганна Кеплера, Роберта Бойля и - в наибольшей степени - Исаака Ньютона, оказало глубочайшее влияние на философию деизма XVIII века и атеизма XIX века. Знаменитое изречение Ньютона «гипотез я не измышляю» стало в руках противников Церкви манифестом, который, в конце концов, отвергнул все метафизические причины возникновения мира и человека.

В своих философских исследованиях П.П. Гайденко, рассуждая о причинах возникновения современного естествознания, говорит о том, что в основе мощного импульса, давшего начало экспериментальному естествознанию, лежала не только демифологизация природы, но и сильная герметическая традиция. Если для языческого мировоззрения мир представлялся живым существом, то для христианства звезды были не больше чем светила, деяния рук Творца, исследование которых не являлось богохульством, но вполне богоугодным деянием во славу Бога.

Герметическая традиция пыталась возродить «древние знания», эллинскую мудрость. Однако последователи герметизма, вобравшие в свое мировоззрение алхимические трактаты средневековья, еврейскую каббалу, эллинский неоплатонизм, пытались соединить эту гремучую смесь с христианством. Само слово «герметизм» говорит, что это закрытое учение для непосвященных, и оно не может быть оглашено для всех подряд. Ньютон был человеком своего времени, соединившим в своей философии эти два начала. Но особенности этого синтеза, по-видимому, навсегда останутся для нас неясными.

В англиканской стране до сих пор не могут бросить тень сомнения на христианство своего великого соотечественника, похороненного в главном христианском некрополе Лондона - Вестминстерском аббатстве. Герметические труды Ньютона до сих пор не опубликованы. Глубокая религиозность ученого сильно повлияла на его научные открытия, которые стали драгоценным достоянием современной науки. А нехристианские взгляды Ньютона оставим на суд Бога, Которого он искал всю жизнь…

Диакон Димитрий Майоров,
преподаватель Тюменского
Духовного училища

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.