ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет



Размышление на праздник Сретения Господня

15 февраля Православная Церковь отмечает праздник Сретения Господня. Также в этот день, начиная с 2002 года, в нашей стране от мечается День православной молодежи. Хочется поздравить всех читателей нашего журнала, а надо сказать, что журнал адресован в первую очередь молодежи, с этим праздником. Пусть даже праздник уже прошел – мы знаем, что духовное значение его, как и прочих христианских празднеств, всегда актуально.

Принято считать, что у современного человека, особенно если он молодого поколения, своеобразное «клиповое» мышление. Человек легко откладывает в память какую-либо короткую и яркую информацию, выстраивать же взаимосвязь между разными предме тами и событиями для него сложно. В применении к знаниям о жизни Церкви это можно охарактеризовать так: Рождество Христово это когда вертеп и ёлка, Крещение Господне – освящение воды и купания, Пасха – куличи и яйца, Троица – это когда в храме трава и березки. При этом рассказать о духовной сути праздника может далеко не каждый человек.

С чем же может в уме рядового россиянина, не часто приходящего в храм, ассоциироваться Сретение Господне, так чтобы ему легко было запомнить? Не буду пересказывать евангельское повествование, которое раскрывает нам историческую основу праздника. Хотел бы сказать вот о чем – на Сретение Господне освящаются свечи. Традиция эта, правда не столь известна в народе как, например, освящение воды на Крещение Господне, но все же она имеет большое значение. Мы знаем, что великое освящение воды совершается только на Крещение, освящение же в течение всего года называется чином «малого освящения», составленного по образу освящения великого. То есть в некотором смысле простой водосвятный молебен, который можно совершать ежедневно, свое основание имеет в празднике Крещения Господня, как и воскресный день – в пасхальном дне Светлого Христова Воскресения.

Сходить в храм поставить свечу – это действие, которое совершает практически каждый человек, желающий обратиться к Богу. Человек может быть далеким от Церкви, он, может быть, никогда не исповедовал свои грехи, но к тому, чтобы поставить свечу перед иконой, он относится с благоговением. Надо сказать, что освящение свечей, которые люди, приходящие в храм, ежедневно возжигают перед образами, также восходит к празднику Сретения Господня. Молитва на «благословение свеч церковных» в требнике идет сразу же после молитв на освящение сретенских свечей. О чем же эти молитвы? Что необходимо помнить каждому человеку, пришедшему в храм, чтобы поставить свечку?

Очень важными мне кажутся следующие слова из священнической молитвы на освящение свечей: «да яко сия светила огнем видимым возженна нощныя тьмы прогоняют, тако сердца наша, невидимым огнем, си есть светлостию Святаго Духа просвещенна слепоты всяческих грехов избежат». На современном русском языке слова эти означают следующее: «как эти свечи, горящие видимым огнем, прогоняют ночную тьму, так и наши сердца невидимым огнем, то есть светлостью Святого Духа просвещенные пусть избежат множества грехов».

Человек совершает грех зачастую по неведению, он не осознает его тяжести, не видит опасности, и в этом смысле он слеп. Не то чтобы он был совсем лишен зрения, он имеет глаза, но, находясь во тьме, не видит и не может судить о предметах на расстоянии. Во тьме ему доступно лишь то, что он может осязать. Находясь во мраке, человек должен потрогать предметы руками, причем сделать это неоднократно, и только тогда у него сложится некоторая картина того, к чему он прикоснулся. А вдруг это то, что не требовало вообще его внимания или то, от чего следовало бы бежать и ни в коем случае не прикасаться? Свет же открывает то, что недоступно было осязанию. Свет, в данном случае свет свечи, – это символ благодати Божией, помогающей нам правильно поступать во всех обстоятельствах жизни.

Очень часто, если не сказать практически всегда, люди, приходящие на исповедь, в первый раз не могут ничего сказать о своих грехах. Они признают себя грешниками, но вот в чем грешны – сказать не могут. И это печально, поскольку если человек не видит своих грехов, не признает многое в своей жизни за грех, то и не исправляет этого. Духовная жизнь начинается с покаяния, а покаяние без видения своих грехов, не только великих, но и ежедневно совершаемых, невозможно. В противном случае слова «я грешен» могут произноситься, но пониматься умом и ощущаться сердцем не вполне. В молитве преподобного Ефрема Сирина есть такие слова: «Господи, дай мне зрети (видеть) моя прегрешения». Чтобы видеть, необходим свет, без него, как мы говорили, зрение бесполезно. Свет пришел в мир, и это есть Сам Христос, Он дает нам Самого Себя в Таинстве Причастия. Это не есть символ, это есть действительные, истинные Плоть и Кровь Христа – высшее, что Сын Божий оставил нам на земле. Свеча же есть только символ, образ, указующий нам на Истинный Свет. Придя в храм просто «поставить свечку», вспомним о том, что Господь всех призывает: «Приимите, ядите…» Поставив свечу, не забудем и о покаянии.

Священник Григорий Мансуров

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.