ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет


О восковой свече и не только

Николай Мартинианович Чукмалдин, выходец из села Кулаково, что находится близ города Тюмени, ставший впоследствии состоятельным московским купцом, был человеком разносторонним. Помимо того, что он был интеллектуалом, ратовал за сохранение истории, способствовал развитию образования, боролся с общественными пороками, а также построил храм в своем родном селе, он много писал об экономике и общественном устройстве России конца XIX века. Нам показались интересными его рассуждения о важности сохранения народных промыслов, важности не только для сохранения традиций, но и для экономики государства.

«В прежние, впрочем, недавние сравнительно времена составляли некоторый интерес цены в Москве на сибирские кедровые орехи и пчелиный воск, и то и другое в последние годы как-то затихло, ослабело. Кедровые орехи заменяют «подсолнухи», производимые на юго-западе России и продающиеся в Москве за пуд от 80 к. до 1 р. 40 к., а пчелиный воск заменяет такой суррогат воска, который хотя и именуется минеральным воском, но ничего общего с натуральным продуктом, кроме названия, не имеет.

Такой продукт, как искусственный воск, вреден не только экономически и потому, что подрывает дешевизною древнюю, народную промышленность – пчеловодство, но он, безусловно, вреден и потому, что при сжигании дает страшную массу разъедающей копоти. Кто не знает, как быстро запыляются и портятся внутренности наших церквей благодаря только этому минеральному воску? И кто возьмет на себя смелость измерить всю величину вреда и порчи, которым подвергаются наши древние иконы, вся церковная живопись и все другие священные драгоценности? Не только не следовало бы допускать к привозу и вырабатыванию внутри России этих продуктов даже для других, чисто промышленных целей, но нужно бы, безусловно, запретить и ввоз, и выработку внутри России. Этим достигались бы, без всякой потери для государства, многие цели, а между ними две главных, для которых никакая оценка не может показаться высокою по их неизмеримой важности. Это, во-первых, полное и чистое удовлетворение народного религиозного чувства «засветить свечу воску ярого» и подъем русского народного пчелиного промысла на всей нашей обширной русской земле».

Ирбитский ярмарочный листок. 1890 г.
(По изданию: Чукмалдин Н.М.
Письма из Москвы: вырезки из очень
старых газет. – Тюмень, 2011)

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.