ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет



Люди в космос летали - Бога не видали?

12 апреля весь мир отметил круглую дату — 50-летие первого полета человека в космос. Это потрясающее событие, казалось бы, открыло невиданные возможности, такие же безграничные, как и сам космос… Однако за это время человек дальше Луны так и не полетел. А ведь произведения научной фантастики романтической эпохи 1960-х годов обещали человечеству к началу XXI века путешествия к звездам!

ГАГАРИН И АТЕИСТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА

1961 год был не только годом полета Юрия Гагарина в космос, но и годом массового наступления на Русскую Православную Церковь со стороны советского атеистического государства. Знаменитая фраза «Гагарин в космос летал, а Бога не видал» принадлежит отнюдь не первому космонавту, а Н. С. Хрущеву, который пообещал, что скоро покажет по телевизору «последнего попа». Сам Юрий Алексеевич был крещен с детства.

Веру он не афишировал, но она проявлялась в поразительном смирении, о котором говорят не только его товарищи по звездному городку из отряда космонавтов, но и многие люди, знавшие Гагарина. Как не превознестись первому космонавту Земли? Но он был надежным мужем, добрым отцом, верным другом. В 1964 году Юрий Гагарин с Валентином Петровым посетил Троице-Сергиеву Лавру, и сам наместник обители преподобного Сергия тепло встретил их. В эпоху массового закрытия храмов Гагарин на пленуме ЦК, посвященном патриотическому воспитанию молодежи, во всеуслышание предложил восстановить храм Христа Спасителя как памятник воинской славы.

Так что фраза о том, что он Бога не видел, летая в космос, — всего лишь клише из арсенала штатных пропагандистов научного атеизма. Известный комментарий по этому поводу помещен в книге С. Лаврова «Яко с нами Бог»: «Жили, мол, в пруду караси, жили, и вдруг один, вроде бы карасиный космонавт, решил выпрыгнуть и посмотреть, что за жизнь там, наверху. Выпрыгнул — и задохнулся, и быстрее на дно. «Ну, что там?» — спрашивают его сородичи. «Да ничего. Ничего там нет!» Вот так и люди: слетали в космос, на вершок от земли подпрыгнули и уже кричат: «Мы летали, а Бога не видели! Бога нет!» Да разве Бога из ракеты увидишь!».

Однажды архиепископ Алма- Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов) (1893–1975) произносил проповедь, навязанную уполномоченным по делам религии, на тему «Гагарин летал, а Бога не видал». Но она достигла противоположных результатов. Владыка Иосиф сказал с амвона: «Братья и сестры! Вы знаете, в какое время мы живем, какой прогресс совершается в мире! Многие ученые изобрели много хорошего! А слышали вы — последнее событие произошло: наш молодой человек — Юра Гагарин — побывал в космосе! И оттуда вернулся! А ему, когда он полетел, Хрущев Никита Сергеевич сказал: „Юрочка, посмотри, есть там Бог, или нет?“». И так продолжил Владыка: «Юрий Гагарин Бога не видел… а Бог его видел! И благословил!».

РЕЛИГИЯ «ОТЦА КОСМОНАВТИКИ»

Константина Эдуардовича Циолковского (1857–1935) сотрудники атеистического общества «Знание» тоже поторопились записать в свои ряды. Циолковский был крещен в младенчестве по настоянию своей православной матери и без возражений со стороны отца-католика, польского дворянина. Он был женат на дочери единоверческого священника. В 1966 году, спустя 31 год после смерти ученого православный священник Александр Мень совершил отпевание над его могилой.

Еще в детстве Костя переболел скарлатиной и почти оглох, что развило в мальчике замкнутость и глубокую сосредоточенность. Почти полная глухота помешала 16-летнему юноше учиться в Высшем техническом училище (ныне МГТУ им. Баумана). Основоположник космонавтики получал самообразование в течение трех лет в открытой Чертковской библиотеке Москвы. Библиотекарем читального зала, где занимался Циолковский, был русский космист Николай Федоров. Именно религия Федорова стала впоследствии для Циолковского путеводной звездой. При успешных занятиях наукой (даже без гимназического образования!), мысль талантливого самоучки никогда не оставляла напряженных религиозных исканий.

Скажем несколько слов о гениальности «калужского мечтателя». Циолковский самостоятельно открыл молекулярно-кинетическую теорию газов, но Д. И. Менделеев с сожалением ответил ему в письме, что он опоздал на 25 лет. Циолковский работал одновременно над несколькими идеями: созданием управляемого цельнометаллического дирижабля (1891), проектированием летательных аппаратов тяжелее воздуха (1894), исследованием мировых пространств реактивными приборами (1903 г.). И во всех этих областях достигал поразительных результатов, опережая свое время на несколько десятилетий.

Но вера Циолковского, которую он именовал «монизмом», была так же далека от православия, как и от атеизма. Основные положения ее были изложены в работе «Причина космоса» 1925 года. Причиной всего является Разум, господствующий во Вселенной, непостижимый, вездесущий, однако материальный, как сам космос. Все происходящее в живых телах ничем не отличается от того, что происходит в камне, всюду заложена жизнь, все имеет высшую цель, которую человек постичь не в состоянии. Человек не умирает, а как атом живет вечно, совершенствуясь от перевоплощения к перевоплощению… В богословии эти идеи называются «панпсихизмом» (все в мире обладает душой) и «пантеизмом» (Бог и мир есть одно и то же), «метемпсихозом» (переселение душ), что не имеет ничего общего с основными догматами христианства.

Фантаст Александр Беляев (1884–1942) посвятил К. Э. Циолковскому роман «Звезда КЭЦ» о колесообразной орбитальной станции, создающей искусственную гравитацию путем вращения. Сам писатель был сыном священника, но отошел от веры, вдохновившись идеями технического прогресса, не без влияния «отца космонавтики».

Современный британский писатель Артур Кларк (1917–2008) в фантастическом романе «Фонтаны рая» популяризировал еще одну идею Циолковского 1895 года — космический лифт, доставляющий грузы с Земли на спутник и обратно, вращающийся на геостационарной орбите посредством сверхпрочного композитного троса. Воззрения Кларка также близки к идее панпсихизма — судя по романам из цикла «Космическая одиссея» и другим произведениям.

Разумеется, это не православие, но отнюдь не атеизм. Иногда думается: атеизм оказывается интеллектуально честнее в идее отрицания Бога, чем смешение Создателя с Его творением в пантеистических и панпсихических системах.

КОСМОС ОТКРЫТ. ЧТО ДАЛЬШЕ?

Без космоса человечество уже не мыслит себя: искусственные спутники Земли обеспечивают теле- и радиовещание, Интернет, наблюдение за погодой и стихийными бедствиями, служат, конечно, и военным целям… Автоматические межпланетные станции обследовали все планеты Солнечной системы, многие их спутники и астероиды.

Марсоходы уже сделали такие подробные снимки безжизненных пейзажей, что человек, ступивший на красную планету, вряд ли увидит что-то новое.

Человек не спешит осваивать космические пространства. К примеру, военные действия в Ираке уже обошлись Вашингтону в астрономическую сумму — 320 млрд. долларов. Еще 370 млрд. долларов потребуется для завершения операций в Ираке и Афганистане и полного вывода войск.

А вот на освоение космоса тратится куда меньше. По информации Роскосмоса, США в 2004 году расходовали на космос только 15,4 млрд. долларов, Япония — 3 млрд. долл., Китай — 2,5 млрд. долл., Индия — 0,59 млрд. долл., а Россия — всего лишь 0,53 млрд. долл.

К 2014 году последний космический челнок США сделает свой последний рейс. Туманно обещают, что на смену им придут более совершенные носители. А пока «самая развитая космическая держава» покупает места на российских ракетах «Союз», доставляющих на международную космическую станцию (МКС) астронавтов и грузы.

Полет на Марс, планируемый мно гими космическими державами на 2018–2020 годы, стоит под большим вопросом: для этого необходима координация очень многих государств, объединение материальных ресурсов и интеллектуальных усилий всего мирового сообщества. Но противо речия в мире все более усиливаются.

Организация полета, скорее всего, столкнется с непреодолимыми трудностями. Так что «цветение яблонь на Марсе», по всей видимости, откладывается на неопределенный срок. Луна к нам ближе, и она может стать источником гелия-3 для будущей термоводородной энергетики, послужить для размещения там вредных производств или солнечных батарей, транспортирующих энергию на Землю по тонкому лучу. Для этого надо строить на Луне космическую базу. Но об этом даже не говорят: слишком дорого и технически пока неосуществимо.

Ни средств, ни разумных усилий разобщенного человечества не хватает для освоения Луны, Марса, других планет или строительства более крупной станции, чем МКС.

Люди уничтожают себя войнами, алчным и бездумным потреблением ресурсов, отравляются собственными отходами, безнравственными деяниями, подобно допотопному человечеству. Апокалипсис, согласно Священному Писанию, произойдет именно на Земле, поскольку нравственная деградация человечества намного опережает развитие его технических возможностей.

Диакон Димитрий Майоров,
преподаватель Тюменского
Духовного училища

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.