ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет



Святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири

В годину переживаемых нами тяжких испытаний Всемогущий Господь в ободрение и утешение нас ниспосылает нам и явные доказательства своего благоволения. В самом начале нынешней войны (Первой мировой войны – прим. ред.) был торжественно прославлен новоявленный угодник Божий святитель Питирим, а ныне, через два года, Господь благоволил открыть нам и еще нового угодника и молитвенника за землю Русскую, святителя и чудотворца Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири.

На всеподданнейшем докладе Св. Синода о его прославлении Государь Император в 21-й день января 1916 года Собственноручно изволил начертать: «Приемлю предложение Святейшаго Синода с умилением и тем большим чувством радости, что верю в предстательство Святителя Иоанна Максимовича, в эту годину испытаний, за Русь православную».

И эту веру разделяет со своим благочестивым Царем вся Русь православная.

Святитель Иоанн, именовавшийся в мире Иоанном Максимовичем, родился в декабре 1651 года в Малороссии, в г. Нежине, и происходил из знатного дворянского рода. Родители его отличались благочестием и преданностью Церкви Божией, и посему он еще в детстве получил воспитание, направившее его впоследствии на путь служения Господу Богу в святительском сане и в подвиге иночества. Еще в родительском доме он приобрел любовь к чтению Слова Божия и святоотеческих писаний и частому посещению церковнаго богослужения, и, как обладающий особыми духовными дарованиями и прилежанием к книжному обучению, был отправлен родителями в Киевскую Духовную Академию, единственную в то время школу высшего богословского знания на Руси, увенчанную к тому же славою доблестной вековой борьбы за православие и русскую народность в крае. Под руководством просвещенных наставников этой Академии, Угодник Божий обогатил свой ум добрыми познаниями в религиозной области и воспитал в себе горячую и беззаветную любовь к Церкви и Родине, сделавшую его впоследствии готовым на всякие жертвы и самоотречения. По окончании обучения, как наиболее способный и лучший по успехам питомец, он был оставлен при Академии наставником и пробыл в этом звании с 1668 по 1676 год.

Часто посещая Печерскую лавру с ее великими святынями, Угодник Божий пленился высокими иноческими подвигами Печерских чудотворцев и проникся непоколебимым желанием сам оставить мир и вступить на путь иночества. Священно-архимандрит лавры – учитель его по Академии, известный Иннокентий Гизел, зная чистое сердце своего ученика, с радостью принял его под свое духовное попечение и под благодатной сенью великой и славной обители, вблизи пещер Печерских угодников, приобщил к сонму иночествующих с прежним именем – Иоанна. Вслед за сим администратор Киевской митрополии архиепископ Черниговский Лазарь Баранович возвел его в сан иеромонаха.

Слава о духовных дарованиях юнаго инока и его выдающемся проповедническом таланте уже в то время имела такое широкое распространение, что едва только вступил он в число монашествующих, как с общего согласия братии был избран на почетную должность лаврского проповедника, давшую ему возможность самого благотворного влияния на стекающихся в лавру со всех концов страны паломников. А в 1677 году священно-инок Иоанн получает уже новое, еще более почетное назначение: его избирают послом от лавры к Царю Федору Алексеевичу просить о защите Киева и лавры от угрожавшего им нападения турок и о разрешении насельникам обители перейти временно на жительство в другой безопасный монастырь.

Смиренный 26-летний предстал пред благочестивым Царем и сумел так изобразить ему бедственное положение родного края, что Царь немедленно отправил сильное войско на защиту Киева и предоставил монашествующим Печерской лавры Свенский монастырь, близ г. Брянска, назначив расположившего его к себе иеромонаха Иоанна управляющим этой обителью.

После того Угодник Божий в течение почти двадцати лет проходил настоятельские должности в разных монастырях Южной России, всюду приобретая себе любовь и глубокое уважение руководимых им иноков. Будучи безупречным в своем личном поведении и первый подавая пример самого строгого исполнения требований монастырского устава, он и других увещевал свято блюсти обеты иноческого пострижения и поводить время в молитве, благочестивых размышлениях и трудолюбии. Высокая иноческая жизнь Угодника Божия и мудрость в управлении обителями обратили на него внимание Святителя Феодосия, архиепископа Черниговского, который, озабочиваясь избранием себе преемника по кафедре, остановил свой выбор на священно-иноке Иоанне, вызвал его в Чернигов и, возведя в сан архимандрита, представил в его управление Черниговский Елецкий монастырь. 5 февраля 1696 года Святитель Феодосий скончался. Собравшаяся после его смерти для избрания ему преемника рада единогласно избрала архимандрита Иоанна на кафедру архиепископов Черниговских, а 10 января 1697 года он был хиротонисан в Москве Патриархом Адрианом в сан епископа. С благоговейным трепетом и смирением вступил он на архиерейскую кафедру, только что освященную пребыванием на ней Святителя Феодосия, которого лично он чтил истинным угодником Божиим. Твердо проникшись сознанием великой ответственности предстоящего служения, он с неослабною ревностью и отличавшею его любовию неустанно наставлял своих пасомых в истинах веры Христовой и в правилах нравственности, являя и в личной своей жизни достойный для всех пример.

Паства Черниговская, зная горячее молитвенное настроение своего Святителя и его ревность о спасении пасомых, с благоговением взирала на его молитвенные и архипастырские подвиги. Она видела, как ее молитвенник-святитель, удаляясь от суеты света, заключался в келию и иногда целые ночи простаивал на молитве, испрашивая у Господа Бога спасения и сохранения от напастей вверенных его святительскому попе-чению пасомых. Она видела, как ее кроткий и праведный архипастырь, весь осиянный духом благодати Божией, почти ежедневно совершал в храмах богослужение, стараясь возжечь в сердцах молящихся искру высокого молитвенного настроения. Она видела, как ее святитель, евангельский друг мытарей и грешников, собирал вокруг себя всех сирых и обездоленных и раздавал нуждающимся все свое скудное достояние.

Отошедший в небесные обители святитель Феодосий продолжал сохранять духовную близость к своему преемнику по кафедре и явил на нем первое знамение своих молитвенных действий, показав тем свою любовь и благоволение к его деятельности. Чудо это было для всех очевидным и знаменательным и совершилось при следующих обстоятельствах.

Архиепископ Иоанн впал в тяжкую болезнь, грозившую надолго лишить его непосредственного общения с паствою. Глубоко скорбя об этом вынужденном прекращении своей архипастырской деятельности, он молитвенно обратился с просьбою о помощи к своему предместнику святителю Феодосию, и тот, явившись ему во сне, с радостью возвестил ему милость Божию, сказав: «Не скорби, брат! Господь услышал молитвы твои, и ты будешь здрав, вставай с одра и готовься служить Божественную литургию – это тебе знамение». Очнувшись после этого видения, Святитель почувствовал себя бодрым и здоровым и немедленно сделал распоряжение, чтобы все было приготовлено к совершению на следующий день им самим богослужения. Близкие к Святителю лица, зная тяжкое положение больного, отнеслись к этому распоряжению с большим недоумением и готовы были даже счесть его за бред больного. Но явившийся на следующий день в храм, с светлою радостью на челе, сам Угодник Божий рассеял все эти недоумения. Вчера еще прикованный к одру болезни и не имевший возможности двигаться, сегодня он мог безпрепятственно совершить пред лицом всей паствы безкровную жертву Богу.

Чудо это произвело сильное впечатление на окружающих и еще более усугубило их благоговейное отношение к своему архипастырю, а вместе с тем послужило и к тому, что тогда же был открыт вход в пещеру, где был погребен Святитель Феодосий, для поклонения Угоднику Божию, торжественное прославление которого состоялось только через 200 лет, 9 сентября 1896 года. Благоговея пред памятью угодника Божия и чудотворца Феодосия, архиепископ Иоанн приказал написать портрет святителя и на нем собственноручно написал стихами:
«Феодосий, дар Божий,
Углицким прозванный,
В архиереи Богом
в Чернигов поданный,
Мало зде поживе,
исполнь лета многа,
Сподобился вскоре небеснаго чертога.
На земле всем явися, аки ангел,
И восхищен на небо,
аки вторый Павел.
При жизни в монастыре Елецком
меня поставил
Архимандритом; с того же света на
кафедре оставил…
Архиерей Божий святый Феодосий!
На твой престол взыдох, –
всяк глаголет: кто сей?
Истинно недостоин монах нарещися,
Твоими же молитвами
в сие облещися».

Будучи сам замечательным по тому времени богословом и писателем, Святитель Иоанн заботился о распространении духовного просвещения и в своей епархии и с этой целью основал в г. Чернигове коллегиум, по образцу которого впоследствии стали открываться по всем епархиям духовные семинарии. Коллегиум высотою постановки в нем богословского образования и наставления в правилах христианской нравственности приобрел себе широкую известность в крае, почему в него стали поступать дети не только духовенства, но и других сословий в государстве.

Святитель Иоанн прославил свое служение в Черниговской епархии замечательными богословскими трудами, из коих многие на протяжении десятков лет служили источником истинной христианской мудрости и назидания. Между ними пользовались особою известностью: «Феатрон» – сочинение, посвященное Царю Петру Великому и содержащее ряд наставлений, советов и поучений лицам, имеющим власть; «Царственный путь креста»– сочинение, изданное в память Полтавской победы и состоящее из наставлений и нравоучений относительно того, как следует каждому христианину нести ниспосланные ему свыше испытания; «Илиотропион», представляющий из себя богословский труд о Божественном мироуправлении; «Нравоучительное зерцало»; «Богомыслие»; «Алфавит святых»; «Богородице Дево»…

Только одно было у него увеселение – писать душеполезные сочинения, говорит о нем летописец. В них он обнаруживает обширное знакомство со священным писанием и творениями св. отцов, с историей, греческими и римскими древностями, с языческой мифологией, многостороннюю ученость, проникновенное понимание нравственных явлений жизни и поэтическое дарование.

В Угоднике Божием уже тогда действовали чрезвычайные дары благодати. Во время борьбы русских со шведами он предрек Царю Петру Великому полную победу на врагов. «Благословен Ты, – говорил он Царю, – егда входиши, и благословен, егда исходиши: предаст бо Господь Бог враги Твои, сопротивляющияся Тебе сокрушенны пред лицем Твоим; путем единым приидут к Тебе и седьмию путий побегут от лица Твоего». Эти слова пророка (Второзакон. XXVIII, 7), приложенныя к Помазаннику Божию, исполнились под Полтавою 27 июня 1709 года.

Петр Великий лично знал и ценил святителя, и, когда для просвещения отдаленного Сибирскаго края, после отхода от дел по тяжелой болезни митрополита Филофея Лещинскаго, потребовался не только благочестивый, но и ученый и деятельный святитель, туда после 15-летнего управления Черниговскою паствою, был назначен Иоанн Максимович, с возведением его в звание митрополита Тобольского и всея Сибири.

14 августа 1711 года Святитель Иоанн прибыл в Тобольск и на новом месте своего служения продолжал с тою же ревностью и любовью нести свое высокое послушание.

Великие и трудно преодолимые препятствия поставлены были пред новым митрополитом. Тобольская епархия тянулась в то время от Уральских гор до Камчатки, а с юга от Кяхты и Бухтармы до Обдорска и Колыма. Образованного духовенства там не было, а умственное и религиозно-нравственное состояние паствы было крайне печальное. Идолопоклонство царило по всей Сибири; фанатики раскольники массами бежали в Сибирь и увлекали сибиряков в свои заблуждения. И со всеми трудностями необычайно обширной епархии митрополиту Иоанну пришлось справляться одному, викарного епископа не было, ибо числившийся таковым епископ Иркутский Варлаам (Коссовский) жил в Москве и ехать в Сибирь отказался. Сам образованный и просвещенный, святитель и здесь прежде всего заботился о возвышении образования в среде подчиненных ему членов клира и с этою целью улучшил постановку обучения в созданной его предшественником Тобольской славяно-латинской школе. Духовенство он неустанно призывал к неленостному исполнению обязанностей своего звания, причем действовал в отношении к нему не как начальник, а как добрый и любвеобильный отец. Заботясь об обучении юношества, на содержание школы он употреблял доходы от монастырей и свои средства. Объемля своею любовию и ближних, и дальних своей обширной епархии, он имел попечение о насаждении света истинной веры Христовой в самых глухих и удаленных местах Сибири, даже за пределами ее. В этом отношении многие тысячи обращенных при нем в православие язычников и посылка миссии с архимандритом Илларионом во главе в дальний Китай, к живущим там русским, служат вечным памятником религиозно-учительных и миссионерских трудов приснопамятного Святителя. В личной своей жизни Угодник Божий и здесь продолжал оставаться тем же молитвенником и постником, совершенствуясь все более и более в своих добродетелях.

Сострадательный и участливый к горю ближних, он служил живым примером христианских добродетелей и для духовенства, и для пасомых: тих, смирен, благоразсудлив, о бедных сострадателен и милостив.

Любил делать подаяния тайно, переодевшись в простое платье, а иногда через доверенных лиц, посещал все богадельни, дома бедняков, оставшихся без призрения сирот, тюрьмы и всем вместе с милостынею приносил обильное утешение. Был учительным и словом, и делом. Терпеть не мог никаких прохлад, забав и увеселений, и только один раз, и то по усиленной просьбе, был на обеде у знаменитого тогда губернатора князя Гагарина.

Избегая праздности, как начала многих пороков, он все свободное от занятий время посвящал самой усердной и пламенной молитве, достигнув непрестанным возвышением ума и сердца к Богу почти ангельской чистоты своего духа. Повергаясь в запертой кельи на колени, он молился и за себя, и за паству. Он и умер в таком положении, стоя на коленях во время молитвы.

Непрестанные труды, в условиях непривычного для него климата, ослабили здоровье праведника. Предчувствуя свою кончину, он заранее стал приготовляться к ней: говел, исповедывал пред духовником свои согрешения, 10 июня 1715 года совершил последнюю Божественную литургию, устроил в своих покоях трапезу для духовенства и бедных жителей, причем сам прислуживал им за столом, затем, простившись со всеми, заперся в своей келье. Пришли благословляться к вечерне; дверь не открывалась… По долгом размышлении взломали дверь в присутствии губернатора князя Гагарина и нашли святителя почившим: он стоял на коленях пред иконою Божией Матери, привезенною им же самим из Чернигова и составляющую ныне одну из величайших святынь Тобольской епархии.

Так совершил свое земное поприще великий светильник Сибирскаго края, усердный молитвенник и ходатай за своих пасомых святитель Иоанн, которого еще при жизни чтили истинным избранником Божиим и не оскудевающим сосудом благодати: Святитель Божий преставился на 64 году от рождения. Кончину его провидел приснопамятный апостол Сибири, предшественник его по Тобольской архиерейской кафедре, митрополит Филофей Лещинский, находившийся в то время на миссионерской проповеди в далеком Кондинском крае. В день смерти Святителя Иоанна он сказал окружающим его спутникам: «Брат наш Иоанн успе, прейдем отсюда», и тотчас же возвратился в Тобольск.

Умер Святитель, но со смертью его не прекратилась духовная связь его с паствою. Та любовь и благоговейное почитание, какими он пользовался при своей жизни, продолжали сохраняться в сердцах его пасомых и по отшествии его в небесные обители. Почитание имени Святителя Иоанна на месте, в Тобольске, началось почти сразу же после его кончины.

В 1826 году, вследствие явившейся необходимости произвести осмотр фундамента соборного храма, гроб с честными останками Святителя Иоанна пришлось перенести из прежней могилы в новую. Испрашивая на это разрешение Святейшего Синода, архиепископ Тобольский Евгений открыто свидетельствовал пред высшею церковною властью, что вера в Святителя Иоанна велика в Тобольском крае и многие совершаются здесь чудеса по молитвам Угодника Божия.

При совершении самого перенесения честных останков Святителя, тело его найдено было закрытым клобуком и мантиею, причем и клобук и мантия сохранились в целости, несмотря на протекшие более ста лет со дня его блаженной кончины. После этого молитвенное почитание Святителя продолжало постоянно возрастать, и к месту упокоения Митрополита Иоанна стали во множестве стекаться жители Тобольской епархии, стараясь найти в молитвах пред гробом чтимого Святителя облегчение себе и утешение в скорбях житейских. И милосердный Господь, внимая молитвенному заступлению праведника-Святителя за свою паству, не оставляет этих молитвенных обращений к Угоднику Божию без исполнения, являя молитвенным предстательством Святителя за ищущих его помощи и утешения многие чудесные действия. Слава о Митрополите Иоанне, как Угоднике Божием, широко распространилась по лицу земли Русской, и уже не только из Тобольской епархии, но и со всех концов Сибири, и даже из пределов Европейской России, поступали к причту Тобольского кафедрального собора ходатайства о совершении панихид пред гробом приснопамятного Святителя. Под влиянием этой возрастающей веры в Митрополита Иоанна в Тобольском кафедральном соборе с 1891 года заведен порядок ежедневного совершения литургий и панихид по почившем Святителе, а в день памяти его, 10 июня, ежегодно совершается крестный ход. В 1900 году, при Преосвященном Тобольском Антонии, полагавшем твердую надежду на скорое церковное прославление Святителя, сооружена была серебряная рака, поставленная над могилою.

В память исцелений, совершавшихся по молитвенному предстательству Митрополита Иоанна, в кафедральном соборе поставлены особые доски, напоминающие всем о молитвенной помощи Святителя страждущим. Некоторые из чудесных действий, совершившихся по молитвам Святителя Иоанна, записывались в книгу, хранящуюся при Тобольском кафедральном соборе, но очень многие не записаны нигде и сохраняются только в благодарной памяти лиц, получивших таковые исцеления.

Еще в 1913 году было возбуждено ходатайство пред Святейшим Синодом о церковном прославлении Митрополита Иоанна и образована особая комиссия, которая обследовала до 40 случаев чудодейственной помощи Святителя и на основании данных под присягою показаний самих исцеленных, их родственников и посторонних лиц, установила полную достоверность таковых чудес. В декабре 1915 года присутствующий в Святейшем Синоде архиепископ Литовский Тихон по поручению Синода посетил г. Тобольск и, подтверждая достоверность прежних чудес, представил записи о новых чудесных действиях (17-ти), совершившихся по молитвам святителя уже после произведенного комиссией расследования.

Случаи благодатных чудотворений продолжают совершаться во множестве и поныне, и вот один из бывших в недавнее время. В марте 1916 года жительница гор. Тобольска Мария Федорова Хлызова сильно заболела плевритом, который перешел на воспаление легких; кроме того, у нее заболела и печень. Лежала она в городской больнице. Страдания ее были тяжки и веры в земную помощь уже не было; оставалась надежда только на милосердие Божие.

На 2-й день Пасхи золовка ее Александра Пятченина молилась у гробницы святителя, служила молебен и принесла в больницу просфору.

Помолившись угоднику, Хлызова с трудом съела немного просфоры, после чего ее охватил сильный жар, выступил пот и она уснула без памяти, когда же проснулась, то почувствовала себя совершенно здоровою и на 4-й день Пасхи вышла из больницы.

Не оставляй и всех нас своею помощью, угодник Божий, возноси теплые твои молитвы за отечество наше, за Царя и за воинов наших, да пошлет нам Господь Бог победу и одоление на восставших на нас врагов наших и да водворится в земле нашей безмятежие, мир и благочестие. Аминь.

Текст издания начала XX века
набран с фотокопий,
хранившихся в архиве покойного
прот. Алексия Сидоренко.
Внесены некоторые
орфографические правки согласно
правилам современного русского языка

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.