Икона свв. Кирилла и Мефодия - дар
журналистов Абалакскому монастырю к
фестивалю «Православие и СМИ» 2017 г.
Считается, что славяне, или, по-другому, «словене», называли себя так, потому что они «владели словом», то есть
понимали друг друга, общались на родственных наречиях. А «немцы» – это те,
которые «немые», хоть и похожи внешне на славян, и живут по соседству, но
язык их совсем не понятен, сказать ничего по-словенски не могут.
Вот и решили святые братья Кирилл и Мефодий, по просьбе славян,
составить для них азбуку. Словом-то
и мыслью славяне владели, а вот записывать их сами не научились. Однако
не это была главная причина, побудившая двух братьев-монахов из Солуни
приняться за труды: имея азбуку, зная
письменность и имея книги Священного Писания на своем языке, славяне
могли бы самостоятельно и с интересом
изучить суть веры Христовой. Ведь народ болгарский, первый из славян принимавший веру православную в 860-х
годах, нуждался и в уразумении основ
вероучения.
26 мая 2017 года в Абалакском Свято-Знаменском мужском монастыре в
с. Абалак под Тобольском состоится
торжественное освящение иконы свв.
равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Икона эта изготовлена при поддержке
депутатов и правительства Тюменской
области, по ходатайству журналистского сообщества и Тобольской митрополии. Так уж повелось, что проводя в
течение последних 17 лет фестиваль
«Православие и средства массовой информации» в Тобольске, журналисты
приезжают с различными подарками. В
2011 году изготовили для Абалакского
монастыря мозаичную икону первого и
самого известного русского летописца –
преподобного Нестора. В 2009 – посадили кедровую Аллею журналистов. В
2007 – на средства редакций и самих
журналистов был изготовлен колокол
«Православие и СМИ», который является сейчас самым большим колоколом
– благовестом монастырской звонницы.
Я помню первый фестиваль, который
проходил в 2001 году. Тогда директор
департамента информационной политики Тюменской области Александр Павлович Новопашин отметил, что государство, отойдя от идеологии советского
периода, находится в активном поиске
национальной идеи, и Православие, духовность – то, в направлении чего простираются поиски этой идеи.
За прошедшие 16 лет многое изменилось, было построено много храмов,
многие новые люди пришли к Богу.
Многое изменилось и в отношении экономики: люди объективно стали жить
лучше, однако при этом в чем-то стали
и более требовательны. Все это время
активно развивался Интернет, а на его
просторах «свобода слова» достигла
невиданных «высот». Интеллигентный
дискурс по любым вопросам – от экономики до мировоззрения – у людей
«владеющих словом» постепенно превращается в шельмование оппонентов.
Таким образом, конфликтный потенциал в российском обществе, к сожалению,
растет.
Икона преподобного
Нестора Летописца
в Абалакском
монастыре
Освящение колокола, изготовленного
на средства журналистского сообщества
в 2007 г.
Как здесь не вспомнить уроки 1917
года и всего, что было позже! Видимо,
далеко не всем силам, как среди людей,
так и из мира бесплотного, нравится
поиск Российским государством национальной идеи в религиозном подъеме,
национальной идентичности, патриотизме и сильном государстве.
Так сложилось, что народы славянские, которые пошли за Кириллом и
Мефодием, считают себя братскими. И
не только славяне – любой этнос, входящий в семью православных народов,
воспринимается подобным образом. Некоторые же из славян, приняв тысячу
лет назад веру
из Рима, и по
сей день являются нашими
главными то ли
недругами, то
ли просто завистниками, наряду с другими
народами Запада.
Вот что по
этому поводу
говорил известный философ
западного мира
и теоретик будущего Евросоюза Арнольд
Джозеф Тойнби
(1889-1975 гг.) в годы после Второй мировой войны, когда был в расцвете сил еще Советский Союз:
«Хроники вековой борьбы между
двумя ветвями христианства, пожалуй,
действительно отражают, что русские
оказывались жертвами агрессии, а люди
Запада – агрессорами значительно чаще,
чем наоборот.
Русские навлекли на себя враждебное
отношение Запада из-за своей упрямой
приверженности чуждой цивилизации.
Русские приняли православие в конце Х
века. И нужно подчеркнуть, что это был
осознанный выбор с их стороны…
Единственной, кто устоял в византийском мире того времени, была Русь.
И вот так и случилось, что последний
по времени из новообращенных в византийское христианство народов оказался избранным судьбой на роль наследника обета…
…Неизвестно, какой эффект произведет этот политический выбор в общем
византийском наследии России в нынешнее время, когда ей предстоит наконец-то решить: занять ли подобающее
место в западном мире или остаться в
стороне и построить свой собственный
антизападный контрмир. Можно предположить, что на окончательное решение
России серьезное влияние окажет склонность к ортодоксальности и вера в предопределение, которое она унаследовала
тоже от своего византийского прошлого.
Как под Распятием, так и под серпом и
молотом Россия все еще Святая Русь, а
Москва – все еще Третий Рим».
Заметьте, автор этих слов – англичанин. Слишком пафосно? Ну что ж,
пусть так! Иногда, как поется в песне,
«высокопарных слов не стоит опасаться». Полезно бывает посмотреть на себя
со стороны, оценить чужим взглядом
то наследство, которое мы получили от
предков и, зачастую, не ценим.