ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет


Служили Богу и людям. Виновными себя не признали

Страницы истории Свято-Троицкого Суклемского мужского монастыря

В первой половине ХХ века очень много священнослужителей в нашей стране и в нашем крае были репрессированы. Фраза, вынесенная в заголовок, может относиться не только к жертвам Суклемского мужского монастыря, о которых пойдет речь, но и другим, жизнь которых оборвалась насильственно и не в родных местах.

Суклемский Свято-Троицкий мужской монастырь существовал недолго. В решении первых молитвенников, выбравших себе удаленное место в Пятковской волости Ялуторовского уезда и устроивших проживание в землянках, можно увидеть сходство со многими аналогичными устроителями пустыней. Почему люди из окружающих деревень приходили в эти удаленные места помолиться и количество паломников все возрастало – понятно. Молитва помогала. Говорят же в народе – к пустому источнику народ не пойдет: черпать нечего. Для совершения богослужений с правом настоятеля резолюцией тобольского архипастыря Преосвященнейшего Антония от 10 марта 1907 г. был назначен казначей Абалакского Знаменского монастыря иеромонах Никита. Из общежитийной общины был основан мужской монастырь.

Из Ведомости о службе монашествующей братии Суклемского Свято-Троицкого мужского общежитийного монастыря Тобольской епархии за 1914 год узнаем имена1 : настоятель иеромонах Никита (Николай Федоров) 44 года, иеромонах Герман (Георгий Ефимович Осипов) 36 лет, иеромонах Гавриил (Михаил Александрович Вахнин) 55 лет, иеродиакон Серафим (Степан Семенович Мистюк) 34 года, иеродиакон Александр (Афанасий Илькунов) 40 лет, иеродиакон Агафангел (Афанасий Архипович Тюжин) 45 лет, монах Диомид (Диомид Денисов) 54 года, монах Стефан (Стефан Кайгородов) 58 лет, монах Герасим (Григорий Андреевич Муравей) 30 лет, монах Петр (Павел Антонович Сенько) 30 лет, монах Ермоген (Евфимий Иванович Сальников) 34 года, рясофорный послушник Василий Дмитриевич Коркин 50 лет, рясофорный послушник Стефан Яковлевич Стряпков 27 лет, рясофорный послушник Филипп Иванович Рыльский 69 лет, рясофорный послушник Иван Дмитриевич Субботин 68 лет, рясофорный послушник Фома Васильевич Сергеев 29 лет. Четверо из них: иеромонах Герман, иеромонах Серафим, монах Герасим, монах Ермоген, так же как и настоятель иеромонах Никита, – каждый в свое время были насельниками Валаамского Спасо-Преображенского мужского монастыря. В частности, в своей записке правящему тобольскому архиерею иеромонах Никита писал: «В сей церкви ежедневно совершается богослужение с должным благоговением по чиноположению Валаамского Спасо-Преображенского мужского монастыря.

При таком ведении богослужения приток богомольцев постепенно начал ежегодно увеличиваться». Таким образом, община была молитвенной частью Валаамского монастыря на Сибирской земле.

На Валааме сложилась своя особая богослужебная практика. Относительно монастырского распева есть указание: «Пение же столповое… чинно и неспешно, но внимательно и умиленно». В середине XIX века святитель Игнатий Брянчанинов отмечал, что валаамское пение выражает «глубоко набожное чувство и необыкновенную энергию, которая потрясает душу». В 1905 году будущий митрополит Вениамин (Федченков), посетив Валаам, писал: «Прежде всего слушатель не найдет никаких нежностей, никакой слащавости… здесь – простота и строгость и в то же время – какая-то захватывающая душу могучая, своеобразная красота! Напевы валаамские до того оригинально-содержательны, что нередко приходишь в религиозный восторг!» По валаамскому уставу и устраивали жизнь в Суклемском монастыре.

К 1917 году духовное устройство монастыря было прочным, а экономическое состояние – устойчивым. Небезынтересно будет отметить, что в народе Суклемский монастырь получил название Коврижка. Дело в том, что обитель располагалась на холме. Среди раскинувшихся на равнине полей и лесов этот холм напоминал круглый хлеб, или коврижку, на ровном столе.

Наша задача – понять, как «разобралась» советская власть со служителями культа Суклемского мужского монастыря. В настоящее время нам известны имена нескольких священнослужителей, осужденных органами НКВД и, скорее всего, погибших в заключении (хотя точная судьба их неизвестна).

К 1917 году в монастыре находилось не менее 14 человек: иеромонахов 3, в том числе и настоятель отец Никита, иеродиаконов – 3, монахов – 3, рясофорных послушников – 5. Возраст от 27 до 68 лет.

Настоятель общины иеромонах Никита (в миру Николай Николаевич Федоров). Из мещан города Ямбурга Петербургской губернии. Он поступил послушником в Валаамский монастырь 6 октября 1893 г. В монашество пострижен 20 декабря 1901 г. в Абалакском Знаменском монастыре. Иеромонах Герман из мещан г. Боровичи Новгородской губернии (в миру Георгий Ефимович Осипов). В Валаамский монастырь поступил 3 мая 1897 г. В монашество пострижен 16 мая 1903 года в Тобольском Знаменском монастыре.

Иеромонах Серафим (в миру Степан Семенович Мистюк). Из крестьян Гродненской губернии и уезда Дубневской волости, деревни Казановцево. В Валаамский монастырь поступил 29 марта 1904 г. Позднее был командирован на послушание в Суклемскую общину 24 марта 1908. Пострижен в монашество 13 июня 1910 г. в Абалакском Знаменском монастыре. Монах Герасим, рясофорный послушник (в миру Григорий Андреевич Муравей). Из крестьян Витебской губернии Лепельского уезда Бобыльнической волости, дер. Муравьи. В Валаамский монастырь поступил на столярное послушание 25 мая 1909 г. Перемещен тем же званием в Суклемскую общину 27 сентября 1909 г. Затем Указом Тобольской духовной консистории за № 12317 зачислен рясофорным послушником в Абалакский монастырь с командировкой на послушание в Суклемскую общину 4 августа 1912 г.2 Монах Ермоген, из крестьян Ярославской губернии Угличского уезда Невпроковской волости (в миру именовался Евфимий Иванович Сальников). В Валаамский монастырь поступил послушником 8 мая 1906 г. В монашество пострижен 24 декабря 1914 года в Суклемском Свято-Троицком монастыре. Гражданская война прокатилась по всем уголкам огромной страны. Битвы Красной и Белой армий к середине 1919 году перенеслись с Урала на территорию Западной Сибири.

Самое большое сражение в истории Сибири получило название «Тоболо-Ишимская (Петропавловская) операция 1919 года». Белой армией было предусмотрено скрытно вывести с фронта в тыл все лучшие и наиболее сохранившиеся части. Их предполагалось сосредоточить на подходах к реке Ишим, примерно по линии озеро Черное – станция Петухово – село Большегусиное. Главным для белого командования стало успеть отвести свои части в тыл, привести их в порядок, подготовить к битве, пополнить и перегруппировать.

Сложно изучать историю, которую стараются стереть из памяти потомков и сами участники жестоких лет, и хранители документальной истории. Многие документы не сохранились. Многие события передаются как предания. Так, по воспоминаниям жительницы с. Суклем Елизаветы Ябровой, после входа на территорию Коврижки отрядов ЧОН (частей особого назначения – прим. ред.) 22 августа 1922 года среди населения возникла паника. Начался вывоз икон, утвари. Сопротивлявшихся – не щадили. Несколько раз на протяжении жизни она просила внука: «Запомни, здесь был расстрелян иеромонах Агафангел». И он запомнил эту сложную для восприятия фразу. Люди постепенно забывали и о монастыре, и о вере. Тем более что последние кирпичи от некогда красивого и богато оснащенного здания Свято-Троицкого храма разнесли по подворьям к 1960 году. Сохранился документ Ялуторовского Уземуправления от 9 декабря 1922 года. В §2 читаем: «В Суклемском мужском монастыре Комиссаровской волости Ялуторовского уезда организовать Советское хозяйство под названием “Новый крестьянин”. В задачу коему ставится 1. Улучшение культурных хлебных растений. 2. Улучшение пород скота. 3. Оказание помощи в агрикультурном отношении местному населению. §4. Проведение в жизнь декрета и временное заведование Совхозом поручается зам. нач. у.з.у.т. Патрейко. Все оставшееся в монастыре сдать под ответственность Волисполкому. т. Патрейко организовать штат служащих и рабочих совхоза» 3.

Первые аресты священников и расправы над ними начались после постановлений об изъятии ценностей. Среди арестованных оказался монах Герасим. В 1922 году за «укрывательство церковных ценностей» приговорен к трем годам исправительно-трудовых работ. Срок наказания отбыл. К началу 1930-х годов проживал в селе Суклем. Регулярной церковной службы в монастыре уже не было. Монашеская братия в связи с разными обстоятельствами была рассредоточена по разным местам. Не хотели верующие оставаться без молитв и избрали себе из знакомых уже священнослужителей монаха Муравьева Герасима Андреевича.

По анкете от 27 марта 1931 Муравьев Герасим Андреевич назван выполняющим культовые обязанности по найму. В число его прихожан входили проживающие в д. Суклем, Одина, Талица, Пантелеевка, Крашанина, Киселева. 5 ноября 1931 года монах Герасим был арестован. Проходил по групповому «Делу архиепископа Синеокова-Андреевского. Тюменская область, 1932 г.». Из материалов дела: «На допросе сообщил, что знал о “Союзе Богоспасающей России”, который организовал еп. Серафим (Коровин), куда должно было войти все духовенство его епархии». Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ 23 мая 1932 года приговорен к трем годам концлагерей как «член контрреволюционной повстанческой организации» по статье 58-11 УК РСФСР. В это время находился в тюрьме города Свердловска. Дальнейшая судьба отца Герасима неизвестна. Реабилитирован 12 января 1990 года прокуратурой Тюменской области. 4

По этому же делу проходил настоятель монастыря архимандрит Никита. После разорения монастыря некоторое время проживал в селе Суклем. Был арестован в 1931 г. и обвинялся в членстве в «контрреволюционной монархической организации “Союз Спасения России”» 5.

В 1932-м осужден по статье 58-11 УК РСФСР, приговор неизвестен. Где и когда окончилась жизнь иеромонаха Никиты, неизвестно. Реабилитирован прокуратурой Тюменской области 12 января 1990 г. Иеромонах Герман (Осипов Георгий Ефимович) в 1923 г. осужден на 3 года лишения свободы за «сокрытие церковных ценностей». В 1936 г. осужден на 1 год принудительных работ за «неуплату государственного налога». 21 июля 1937 года осужден спецколлегией Омского областного суда на 5 лет лишения свободы за «антисоветскую агитацию среди местного населения». Дальнейшая судьба иеромонаха Германа неизвестна. 15 ноября 1999 года реабилитирован. Из обвинительного заключения 1937 года: «Не проходило ни одного дня, даже незначительного праздника, чтобы Осипов не служил в Церкви и довольно продолжительное время. Особенно он служил в те дни, когда следовало проводить собрания населения для проведения тех или иных мероприятий, что приводило к их срыву.

Дети-школьники под влиянием своих родителей и частого посещения церкви не воспитываются в антирелигиозном духе, а наоборот, в школе приводят церковные цитаты и даже отказываются в школе писать сочинения на тему: “Враги Советской власти – попы и монахи”. Осипов Г.Е. систематически проводил антисоветскую агитацию среди местного населения, одновременно дискредитируя новую Конституцию СССР. Кроме того Осипов, с контрреволюционной целью, заманивал на квартиру детей, угощая их различного рода сладостями».6 Протоиерей Иван Ефимович Поползухин 1862 года рождения принял осиротевшую паству в деревнях Суклем, Комиссаровское, Кисляковское, Пантелеевка, Талица, Одина, Крищенина. Председатель Емуртлинского сельского совета Упоровского района Плотников 20 сентября 1937 года написал на него характеристику. Указал, что служитель культа «служил в Бердюгинской церкви, потому и занимался контрреволюционными вылазками». Припомнил, что священник не одобрил отмену карточной системы на хлеб и другие продукты, что, «дескать, советская власть только обещает народу, а раньше что и о хлебе и никто не разговаривал, что, мол, пропадешь с голоду (имеется в виду, что при прежней власти хлеба было вдоволь – прим. ред.). А поэтому Поползухин И. Е. для колхозной деревни в настоящий период времени является социально опасным».7 3 сентября 1937 года сотрудник Упоровского НКВД Попов на основании ордера УНКВД № 46 от «3» с.г. произвел обыск у гр. Поползухина Ивана Ефимовича и составил опись вещей, ценностей и документов: паспорт одногодичный, 32 церковные книги, 77 листов разной переписки с попом и архиереем, 20 разных писем, 1 личная «сторинная печать Поползухина», 4 записных книги.

Арестован 3 сентября 1937 года. Отец Иоанн и другие священники, проходившие по делу, обвинялись в том, что «поставили перед собой задачу создать к моменту нападения на СССР капиталистических государств в Упоровском районе контрреволюционную повстанческую организацию из кулачества – контрреволюционно настроенных людей» 9. 29 октября 1937 года тройкой Омского УНКВД приговорен к расстрелу. Расстрелян протоиерей Иоанн 3 ноября 1937 года в Тюмени. Реабилитирован в мае 1989 года.

В постановлении об избрании меры пресечения указано, что «гр-н Поползухин имел связь с ныне арестованным Омским епископом Миловидовым». Архиепископ Антоний Миловидов на кафедре был с 28 августа 1935 г. по 16 ноября 1936 г. За это время владыка сплотил вокруг себя духовенство по примеру дореволюционного епархиального братства. Власти не оставили незамеченной эту деятельность, и 16 ноября 1936 г. владыка Антоний был арестован. Выслан в Казахстан, а оттуда в Челябинск, где был расстрелян вместе с 25 священнослужителями.

Таким образом, видим уничтожение духовно-священнослужителей, имеющих связь с Суклемским монастырем. Если вспомнить дату первых жертв на Коврижке, с того самого захвата монастыря отрядами ЧОН, когда начались расстрелы и паника среди мирного крестьянского населения, то это случилось сто лет назад, в 1922 году. Если говорить о расстреле в Тюмени семидесятилетнего последнего упоровского священника, то 85 лет. Говорят, что поколения меняются через двадцать лет. Все забылось?

Дело даже не в том, что сохранилось мало архивных документов, а в том, что пришлось пережить нашим предкам и куда мы пришли сегодня. Тяжело читать и видеть отрывки старой истории. На суклемском кладбище несколько холмиков, под которыми лежат монахи, могилы их без крестов. Они заслужили это? Но этим еще повезло. А где и как закончилась жизнь других? Там, в неизвестных нам краях, есть ли у них могилы? Мы сделали вид, что ничего не произошло. Больно думать и вспоминать. Стараемся спрятать и заглушить боль. Или не знать и не поминать. Но катастрофа произошла. Произошла духовная катастрофа, конкретно в Упоровском районе. Она продолжается без крови, но в тех же страстях. Убеждены, что пока мы не вспомним всех поименно в молитве, не приведем в порядок памятные места, ничего хорошего не будет.

Надежда Антуфьева,
Сергей Тимофеев, г. Тюмень

Примечания:

1. ГАТО в Тобольске. Ф. И-156. Оп. 18. Д. 921. Л. 57-71.
2. Государственный архив в г. Тобольске. Ф. И-156. Оп. 19. Д. 587. Л. 92 об. 93.
3. ГБУТО ГАТО. Ф. Р-195. Оп. 1. Д. 120. Л. 21.
4. https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/3787/
5. Архив РУФСБ России по Тюменской области. Ф. 5. Оп. 38. Д. 7116. Т. 3.
6. Зольников А. Абалакский монастырь и его насельники в годы массовых репрессий // Сибирская православная газета. 2016. № 7.
7. Архив РУФСБ России по Тюменской области. Архивно-уголовное дело.
Д. 5202. Ед. хр. 14358. Л. 14.
8. Волоскова М. Опальный священник // Тюмень Медиа – http://tyumedia.ru/161149.html.
9. Архив РУФСБ России по Тюменской области. Архивно-уголовное дело.
Д. 5202. Ед. хр. 14358. Л. 70.

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.