Отвечает иерей Григорий Мансуров
Как святые слышат молитвы, обращенные к ним, если они не обладают всеслышанием, которое присуще только Богу?
Они же не могут находиться одновременно в разных местах. А мысленную молитву они в принципе слышать не могут,
так как не имеют способности читать
мысли. Есть ли в Священном Писании слова, что, кроме Бога, надо обращаться и к святым?
Христос восстанавливает в себе самом падшее
после грехопадения прародителей естество
человеческое. Мы знаем, что первозданный
Адам нарекал имена животным, видя духом
своим саму суть естества их, а Ева общалась
со змеем, и это общение «со зверями полевыми» не описывается как нечто необыкновенное, хотя нам и представить такое довольно
сложно. Способность слышать молитвы живущих на земле людей, причём не единичные,
а все, даже одновременно возносимые, – это свойство Божия Всеведения, Всеслышания и
Вездеприсутствия. Бог благодатью Своей раскрывает во святых людях это свойство, ведь
человек создан по образу и подобию Божию, и святые также могут слышать обращённые к
ним молитвы живущих.
Мир духовный от людей после грехопадения
был закрыт Создателем, дабы человек не мог
повредиться от видения злых духов, поэтому
мы не можем что-либо определённое сказать
о его измерениях: есть ли в нём категории времени, пространства или нечто другое? Однако
определённо, наши земные характеристики
пространства и времени для мира духовного
неприменимы, и как Господь, так и святые духом своим могут одновременно (по нашему исчислению времени) пребывать в географически разных местах.
Также мы можем рассуждать и про мысленную молитву: если Бог её безусловно слышит,
почему Он не может дать святым своим такую
же способность? Безусловно, способность слышать мысленную молитву святым присуща, как
и Богу.
В Священном Писании нет прямой заповеди о
почитании святых, но это почитание вполне
соответствует духу нашей веры. Святые – близкие Богу люди: они друзья Божии (Пс. 138, 17),
друзья Христовы (Ин. 15, 14), сонаследники
Христу (Рим. 8, 17), близкие и родные Ему (Мр.
3, 35), молитвенники и заступники за нас пред
Богом, ради которых Бог готов щадить целые
беззаконные города (Быт. 18, 23-32), сохранил и
бытие человеческого рода ради праведного Ноя
и его семейства.
О почитании праведников после смерти говорит ряд изречений Св. Писания: «В память вечную будет праведник» (Пс. 111, 6). «Память праведника пребудет благословенна» (Притч. 10,
7). Спаситель говорит апостолам: «Иже вас приемлет, Мене приемлет: иже приемлет Мене, приемлет Пославшаго Мя» (Мф. 10, 40).
Преблагословенная Дева Мария сама предрекла о Своем
прославлении человечеством: «отныне ублажат Мя вси роди» (Лк. 1, 48).
Отцы VII Вселенского Собора, подытоживая опыт Церкви всех предшествующих веков говорят так: «С любовью принимали и Господни,
и апостольские, и пророческие изречения, которыми мы научены почитать и превозносить
во-первых, истинную Богородицу, высшую
всех небесных сил, а также и святые ангельские силы, блаженных и всеславных апостолов
и пророков, славных и победоносно подвизавшихся за Христа мучеников, святых и богоносных учителей и всех преподобных мужей, а равно и просить их ходатайства, так как они могут
приближать нас к Богу».
Почитание святых есть продолжение почитания Бога, к нему Одному возносятся наши молитвы, как к подателю всех благ.
Отвечает протоиерей Михаил Курочкин
Откуда появились названия титулов почтения «Преосвященный», «Святейший» и
др.? Они предполагают святость их носящих?
Подобные вопросы, как правило, задают сторонники протестантских конфессий (баптисты, пятидесятники и проч.) или православные,
беседовавшие с ними. По их мнению, в Священном Писании нет конкретных указаний на то,
чтобы почитать Божию Матерь и святых угодников и обращаться к ним в молитвах, молиться за усопших, почитать иконы или называть
священников «отцами». На самом деле, в Библии достаточно таких указаний.
В обществе первых христиан было принято называть друг друга «святыми». Апостол Петр
говорит: «Но вы род избранный, царственное священство, народ святый…» (Пет 2:9). В посланиях к Римлянам, Коринфянам, Ефесянам,
Колосянам апостол Павел приветствует христиан, называя их святыми. Такое обращение
постоянно напоминало верующим об их высоком призвании становиться (быть) святыми, поступать по-христиански во всех случаях их земной жизни.
Среди же христиан, именуемых «святыми», были и старейшие – священники и епископы. И что же
удивительного, если, следуя наставлениям апостола Павла, «…по смеренномудрию почитайте
один другого высшим себя» (Фил 2:3), старшего христиане стали называть «святейший».
Обращение «Святейший», употребляемое к Патриарху, выделяет человека, имеющего высший
церковный чин, из среды прочих верующих (мирян, священников, епископов), но ни в коей
мере не ставит его наравне со святыми, канонизированными Церковью.
На практике, когда люди (как правило начинающие и не воцерковленные) говорят, что их
смущают выражения «отец», «спаси нас» и т.д., предлагаешь им называть священнослужителя
«иереем» или «священником», заменить «спаси нас» на «моли Бога о нас» или «помогай нам»,
и если человек задает подобные вопросы не с целью придирок к учению и обрядам Православной Церкви, а для того, чтобы правильно
понять ее учение, то он довольно быстро понимает суетность подобных сомнений, легко воспринимает терминологию, принятую в Православии. Просящего с чистым сердцем Господь
вразумит.
Почему Богородицу просят «Спаси нас»,
если спасает всех Бог?
Особое место в ряду молитвенников за всех
людей занимает Божия Матерь, которую ублажают «все роды».
Кто обращался к Божией Матери молитвами,
составленными православными подвижниками, прекрасно видит, что просит Ее о ходатайстве пред Господом. Но наша вера в Ее
предстательство, наша уверенность, что в деле нашего спасения Ее молитвенная помощь имеет очень
большое значение, дает нам основание обращаться к Божией Матери словами «Пресвятая Богородице, спаси нас!».
Ответы на вопросы викторины:
а). Однодневный
б). 11 сентября 2001 года. (На него обрушилась одна из башен WTC, у подножья которой он стоял.)
в). Святотатство.
г). Размеры новорожденного Петра I. (Рост и ширина головы.)
|
Наверх