Блаженный святитель
Иоанн (Максимович) (1896-1966)
Архиерейский Собор на заседании 24 июня 2008 года принял решение
об общецерковном прославлении в лике святых святителя Шанхайского
и Сан-Францисского Иоанна (Максимовича) - иерарха Русской Зарубежной Церкви, канонизированного ею в
1994 году. Участники Собора постановили включить имя святителя Иоанна в месяцеслов Русской Церкви.
Блаженный Иоанн (в миру Михаил Максимович Максимович) родился 4 июня 1896
года в селе Адамовка Харьковской губернии. В числе его предков был святитель
Иоанн, митрополит Тобольский. Мальчик
с детских лет проявлял горячую веру и желание посвятить себя служению Богу. Но по
родительскому настоянию вынужден был
учиться в Полтавском Кадетском корпусе, а затем в 1918 закончить ещё обучение
на юридическом факультете Харьковского
университета. Во время Гражданской войны Михаил вместе с семьёй был эвакуирован в Югославию. Там в 1925 году
окончил богословский факультет Белградского
университета. В 1926 году в сербском Милковском монастыре митрополитом Антонием (Храповицким) он был пострижен в
монахи, приняв имя Иоанн в честь своего
предка святителя Иоанна (Максимовича)
Тобольского. В том же году был рукоположен в иеромонахи. Вскоре он получил место преподавателя в Сербской семинарии в
городе Битоле.
Епископ Николай (Велимирович) говорил
о молодом иеромонахе Иоанне так: «Если хотите видеть живого святого, идите в Битоль
к отцу Иоанну…» Каждый день он служил
Божественную литургию (во время Великого
поста – служил каждый второй день), со дня
монашеского пострига никогда не спал лёжа,
а только сидя в кресле, в 4 часа утра принимал
холодную ванну. Отец Иоанн постоянно молился, строго постился (пищу вкушал только
раз в день, в 11 часов вечера), в первую седмицу
Великого поста он не вкушал ничего.
В 1934 году блаженный Иоанн был возведён в сан епископа и назначен Синодом
Русской Зарубежной Церкви в Шанхайскую
епархию, где он организовал строительство
собора, больницы, приюта и других общественных заведений.
Совершая все суточные Богослужения
ежедневно, владыка находил время всегда посещать больных со Святыми Дарами,
в любую погоду, бывало, в полночь или в
три часа ночи часами мог молиться у постели безнадежно больных. Лично собирал с
улиц города бездомных детей. В созданном
им приюте св. Тихона Задонского нашли
убежище 3500 детей.
В 1949 году блаженный Иоанн некоторое
время жил со своей паствой, около 5000
русских беженцев, в лагере на филиппинском острове Тубабао. Остров находился на
пути сезонных тайфунов, однако в течение
всех 27 месяцев существования лагеря ему
только раз угрожал тайфун, но и тогда он
изменил курс и обошёл остров стороной.
Филиппинцы говорили русским беженцам: «Ваш святой человек благословляет
ваш лагерь каждую ночь со всех четырех
сторон». Именно в этом они видели причину необычной благосклонности природы.
Когда лагерь был эвакуирован, страшный
тайфун обрушился на остров и полностью
уничтожил все строения.
Владыка лично добился от Американского Конгресса изменения эмиграционного
закона и переселения всей паствы в США.
В 1951 году Синод назначил архиепископа Иоанна главой Западно-Европейской
епархии. Архиепископ Иоанн служил литургию в своей епархии на французском,
голландском, греческом, китайском, английском языках.
В одной из католических церквей Парижа
местный священник пытался вдохновить молодёжь следующими словами: «Вы требуете
доказательств, вы говорите, что сейчас нет чудес, ни святых. Зачем же мне давать вам
теоретические доказательства, когда сегодня по улицам Парижа ходит святой Иоанн
Босой», Владыку знали и высоко чтили во
всем мире. В Париже диспетчер железнодорожной станции задерживал отправление
поезда до прибытия «русского архиепископа». Во всех европейских больницах знали о
необыкновенном епископе, который мог молиться за умирающего всю ночь.
2 июля 1966 года владыка сопровождал
чудотворную Курско-Коренную икону Знамения Божьей Матери в город Сиэтл, после
литургии архиепископ скончался.
В июне 1994 года Архиерейский Собор
Русской Зарубежной Церкви прославил
владыку Иоанна в лике святых.
Святителю отче Иоанне, моли Бога о нас!
Духовные изречения архиепископа Иоанна Сан-Францисского
О Молитве
Что такое молитва? Это – разговор с Богом. Достойна всякого почитания высокая,
не материальная цель молитвы. Самая же
высокая молитва - это та, когда человек забывает все цели свои, даже самые высокие,
горя одним желанием – как можно ближе
придвинуться к Господу, положить к ногам
Его голову, отдать все сердце свое. Это есть
совершенная любовь и совершенная молитва. Когда хочешь лишь Господом дышать,
только Им жить, Его любить, укрываться в
Его близости, в Его неизреченной любви…
Господь принимает все прошения человеческие, как бы малы и ничтожны они ни были,
если сердце человеческое радуется и трепещет,
предстоя перед лицом Владыки. Все малое делается великим в этом предстоянии. Все несовершенное делается совершенным.
Не смущайтесь величиной или ничтожеством ваших прошений, но ищите, прежде всего, не то, что вы хотите просить, а Того, Кого вы
хотите просить. Недостойны просьбы лишь тех,
которые Господа любят меньше, чем ту вещь
или дело, о которых они просят. Если же вы
любите Господа больше всего, то благословенно всякое прошение ваше, и великое, и малое, и
всякая просьба ваша исполнится, а та, которая
по Божией воле не исполнится, принесет вам
большее благо, чем та, которая исполнится. И
всегда плод великий остается в нашей душе
от молитвы – мы восходим на небо, к Творцу
светов, и падает на наше сердце божественный
угль серафимовой благодати…
О любви
Не люблю – гораздо сильнее, чем ненавижу.
Если человек ищет волю Божию прежде
своей, то Господь исполняет даже самые неосознанные и даже будущие его желания.
Вера есть то, что человек живет Богом, а
не собой.
Бога нельзя любить немного.
Нелюбовь твердит: «Господи, Господи, за
что Ты меня наказываешь?» А любовь: «Господи, Господи, за что Ты меня милуешь!».
Сила любви равна способности к крестоношению.
Любовь «плотская», «душевная» легко
переходит в чувства противоположные. С
любовью «духовной» этого никогда не бывает.
Нарушить молитву, не совершив греха, может лишь любовь.
Любовь – это единственное, чего нельзя
требовать. Можно плакать, когда ее нет, и
радоваться, когда она есть. Люди ошибаются, требуя любви.
Любовь к какому-либо человеку есть и
принятие всей Божьей любви к нему.
Кто не оживляется Любовью, тот погибает от своей нелюбви или от своей любви
человеческой.
Любовь истинная никого не связывает, всех освобождает.
Литература:
Великие старцы двадцатого столетия
Автор-составитель Девятова