О полномочиях Поместного собора в Русской православной церкви
Высший орган церковной власти, полноправными членами которого наряду с архиереями являются клирики и миряне, возник в РПЦ сравнительно недавно — в 1917 г. Им стал Поместный Собор. Не следует считать его чем-то совершенно новым в церковной жизни. Поместный Собор — лишь одна из форм, в которых выражается участие мирян и духовенства в управлении Церковью в конкретных исторических условиях. К таким формам можно отнести избрание епископов населением епархии (а клириков — членами приходской общины); замещение мирянами и клириками управленческих церковных должностей; деятельность контролирующих инстанций типа обер-прокуратуры.
На протяжении почти всего XX в. Поместный Собор оставался высшим законодательным, исполнительным, судебным и контролирующим органом РПЦ; в 2000 г. Собор полностью утратил судебные функции. Поместный Собор 1917-1918 гг. издал ряд определений, содержащих нормы о полномочиях будущих соборов такого уровня. Законодательная власть Поместного Собора, согласно этим нормам, выражалась, в частности, в его праве издавать «правила о церковном имуществе и хозяйстве» и устанавливать общецерковные налоги и сборы. К исполнительным (в тогдашней терминологии — «административным») полномочиям Собора относилось право распоряжаться церковным имуществом, создавать для управления им специальные учреждения и утверждать положения о таких учреждениях. Вообще предполагалось, что Поместный Собор будет вправе принимать законодательные акты и управленческие решения по любым вопросам. Контролирующие полномочия Поместного Собора были сформулированы более четко. В развитие общего принципа подотчетности Патриарха и органов церковного управления Поместному Собору было установлено, что Патриарх, Св. Синод и ВЦС (Высший Церковный Совет) представляют Собору отчет о своей деятельности за межсоборный период. Св. Синод
и ВЦС обязаны были представлять также отчет о церковном хозяйстве и имуществе. В очевидной связи с рассмотрением этих отчетов находилось полномочие Собора по избранию членов Св. Синода и ВЦС. Собор избирал на трехлетний срок (т. е. на межсоборный период) шесть из двенадцати членов Св. Синода, а из пятнадцати членов ВЦС — двенадцать (клириков, монашествующих и мирян; три члена в архиерейском сане избирались Св. Синодом из своего состава).
Права Поместного Собора как высшего судебного органа не были конкретизированы. Указывалось лишь, что Собор осуществляет суд над Патриархом.
Наконец, особым правом Поместного Собора было избрание Патриарха, которое могло совершаться на специально созванном для этой цели Соборе или на очередном Соборе, если бы срок его проведения совпал со временем выборов.
Поместный Собор 1945 г., принявший Положение об управлении Русской Православной Церкви, не отменил акты Собора 1917-1918 гг., установленные ранее полномочия Поместного Собора сохранили свою законную силу практически в полном объеме. Исключением является право избрания членов Св. Синода и ВЦС: Положение 1945 г. установило иной порядок формирования Св. Синода (ст. 17-20), а ВЦС был фактически упразднен еще в сер. 1920-х гг.
Важным этапом в истории регулирования полномочий Поместного Собора стало принятие Устава об управлении Русской Православной Церкви в 1988 г. Поместный Собор наделялся правом принимать постановления по всем «каноническим, богослужебным, пастырским п прочим вопросам, касающимся внутренней пли внешней деятельности» РПЦ, в том числе регламентировать церковное судопроизводство и учреждать общецерковные награды. Собор мог давать аутентичное толкование своим нормативным актам, а также официально истолковывать православное вероучение. Как законодательный и в то же время контролирующий орган, он утверждал постановления Архиерейского Собора, имея право отменить или изменить их. Эта норма распространялась п на внесение поправок в Устав: соответствующие постановления Архиерейского Собора должны были утверждаться Поместным Собором. В компетенцию Поместного Собора вошло также определение церковной позиции во взаимоотношениях с государством, другими Православными Церквами и иными конфессиями.
Являясь высшим исполнительным органом РПЦ, Поместный Собор был вправе создавать и упразднять органы церковного управления. Его контролирующая функция выражалась в оценке деятельности Св. Синода и синодальных учреждений, а также в заслушивании отчетов Патриарха о состоянии РПЦ в межсоборный период. Судебные полномочия Поместного Собора стали более широкими: оставаясь единственным судебным органом, которому был подсуден Патриарх, Поместный Собор теперь мог рассматривать в последней инстанции любые дела, переданные ему Архиерейским Собором.
Поместный Собор сохранил право избирать Патриарха. При этом он был вправе самостоятельно устанавливать процедуру выборов. Последнюю норму, видимо, следует понимать так, что Собор мог дополнить или изменить применительно к конкретным выборам процедуру, утвержденную в 1918 г., либо отменить ее и издать новый нормативный акт, распространяющийся на все последующие выборы Патриарха.
Принятый в 2000 г. Устав Русской Православной Церкви существенно ограничил полномочия Поместного собора. Хотя новый Устав (точнее, новую редакцию Устава 1988 г.) было решено считать вступившим в силу с момента принятия, он в соответствии с упомянутой нами выше нормой Устава 1988 г. подлежит утверждению Поместным Собором. На необходимость такого утверждения указал и Архиерейский Собор 2000 г.. Поэтому целесообразно было бы включить в повестку заседаний Поместного Собора 2009 г., созываемого для выборов Патриарха, вопрос об утверждении Устава 2000 г.
Какие же изменения прав Поместного Собора предусмотрены в новой редакции Устава? Самой заметной новеллой является изъятие у Поместного Собора судебных функций. Устав предусматривает существование в РПЦ трехзвенной судебной системы с судом Архиерейского Собора во главе. Поместный же Собор обладает высшей властью лишь «в области вероучения и канонического устроения», не имея судебных полномочий; Патриарх теперь подсуден Архиерейскому Собору. Значительно ограничены также исполнительные и контролирующие полномочия Поместного Собора. Согласно Устав}7 2000 г. Патриарх по-прежнему обязан отчитываться перед Поместным Собором о состоянии РПЦ в межсоборный период, тогда как «синодальные учреждения создаются пли упраздняются по решению Архиерейского Собора или Священного Синода и подотчетны им», а не Поместному Собор}'; оценка деятельности Св. Синода стала прерогативой Архиерейского Собора. Из постановлений Архиерейского Собора подлежат утверждению Поместным Собором только те, которые касаются «вероучения и канонического устройства», — причем не в полном объеме, поскольку внесение изменений и дополнений в Устав производится Архиерейским Собором самостоятельно.
Таким образом, в течение XX в. комплекс полномочий Поместного Собора РПЦ неоднократно изменялся. Стабильным оставалось его ядро — право Собора издавать церковные нормативно-правовые акты и избирать Предстоятеля Церкви.
По статье «ПОЛНОМОЧИЯ ПОМЕСТНОГО СОБОРА В
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
(ИСТОРИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ)»
А. Г. Бондач