ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет


Города Святой Земли: Иерусалим

Иерусалим (ивр. Йерушалайим, араб. аль-Кудс) — древний ближневосточный город, лежащий на водоразделе между Средиземным и Мёртвым морями, на высоте 650–840 м. над уровнем моря. Один из древнейших городов мира — его возраст более 3500 лет. Священный город трех монотеистических религий — иудаизма, христианства и ислама.

История города. Первые упоминания о городе Иерусалиме относятся к эпохе ханаанского царства (XX–XVIII вв. до н.э.). И с тех пор история города не прерывается. Иерусалим знал и взлеты и падения. Город разрушался и снова отстраивался более 80 раз. В амарнский период, время правления фараона Эхнатона (ок. 1375 – ок. 1360 до н.э., согласно основной хронологии, и ок. 870 – ок. 840 до н.э., по более поздней альтернативной хронологии), город находился под властью Египта. Во времена завоевания израильтянами город был известен как Иевус (Нав. 18, 28), а обитатели города именовались иевусеями.

Первый поход на город осуществил Давид (2 Цар. 5, 6–10; 1 Пар. 11, 4–9). Крепость Сион была взята и получила имя города Давидова. Обладая мощными укреплениями, город Давида был относительно невелик. При царе Соломоне (ок. 970 — ок. 930 до н.э.) Иерусалим значительно разросся и превратился в международный торговый центр. Храмовый комплекс к северу от Офеля, воздвигнутый Соломоном, стал наиболее важной частью города.

В 597 до н.э. Иерусалим был взят вавилонским царем Навуходоносором II и еще раз после восстания 587 до н.э., когда город подвергся особо жестокому разрушению. Стены были снесены, Храм, дворец царя и «все домы в Иерусалиме, и все домы большие» сожжены (4 Цар. 25, 8–10). Тогда же родилась памятная клятва: «Если я забуду тебя, Иерусалим, — забудь меня, десница моя» (Пс. 137, 5).

После возвращения евреев из вавилонского плена Иерусалим был отстроен заново. Под руководством Зоровавеля был возведен новый, Второй храм (515 до н.э.), он был меньше и скромнее Храма Соломона (см. книгу Неемии). На протяжении долгих лет после этого (примерно до 330 до н.э.) Иерусалим оставался небольшим, не имевшим политического значения городом. В 198 до н.э. Антиох III Великий отбил Палестину и включил Иерусалим в состав владений правителей Сирии.

В середине I в. до н.э. Иерусалим оказался под властью римлян. Рим сделал Ирода царем Иудеи, и тот правил с 40 по 4 до н.э. Ирод Великий был неутомимым строителем, и при нем Иерусалим обрел тот облик, с которым город вступил в эру христианства. При Ироде в Иерусалиме было построено много зданий, в том числе театр, амфитеатр и ипподром, но его наиболее важным деянием в области строительства считается перестройка самого Храма.

В 70 г. н.э., во время еврейского восстания, Иерусалим был осажден, взят и разрушен римским полководцем (впоследствии императором) Титом. Храм был сожжен, а город стерт с лица земли. В 325 император Константин сделал Иерусалим христианским городом. В 614 Иерусалим захватили персы во главе с Хосровом II, около 630 византийцы вернули себе город, но в 638 он был завоеван арабским халифом Омаром. В 1072 Иерусалим захватили турки-сельджуки, а в 1099 он был взят крестоносцем Готфридом Бульонским.

В 1244 Иерусалим снова захватили мусульмане. Под мусульманским управлением Иерусалим оставался до Первой мировой войны. Большую часть периода современной истории город находился под турецким контролем. Во время Первой мировой войны город попал под британское управление как часть подмандатной Палестины. В связи с решением ООН британцы вынуждены были уйти из Палестины весной 1948 (14 мая), когда было образовано еврейское государство Израиль. С 1949 по 1967 Иерусалим был разделен между Израилем (большая часть Нового города) и Иорданией (в основном Старый город). В 1967 Израиль оккупировал иорданский сектор и провозгласил Иерусалим единым муниципалитетом под израильским управлением. По закону от 30 июля 1980 объединенный Иерусалим является столицей государства Израиль. Библейская история. В Пятикнижии Иерусалим упоминается под названием Шалем или Иевус, как место жительства иевусеев. Под названием Сион (Цион), значение которого неизвестно (возможно, цитадель или укрепленный холм), в Библии первоначально подразумевалась крепость иевусейского города.

Северо-западная часть Старого города занята христианским кварталом. Заселение этого квартала началось в IV в., когда над развалинами римского языческого храма византийский император Константин воздвиг храм Гроба Господня. Сейчас храм не напоминает первоначальную постройку, которая была основательно разрушена еще в VII в., во время нашествия персов. Только в 1130–1149, когда Иерусалим стал столицей христианского государства крестоносцев, храм был вновь отстроен. Храм Гроба Господня воздвигнут на месте, где был распят, погребен и затем воскрес Христос. Здесь все связано с Его именем. При входе в храм находится камень Помазания, представляющий собой продолговатую низкую плиту. На этот камень было положено тело Христа, снятое с Креста, для умащения ароматическими веществами перед погребением.

Внутри храма в центре зала стоит небольшая купольная часовня из розового мрамора, поставленная в 1810 над пещерой Гроба Господня, — Кувуклия. Часовня имеет два придела: придел Ангела (где находится часть камня, отваленного от Гроба Ангелом) и собственно гробница, куда ведет низкий проход. Гробница, освещаемая только лампадами, имеет два метра в длину и полтора метра в ширину. В ней и находится вделанное в стену мраморное надгробие. Сразу у входа в храм, направо от камня Помазания, две лестницы ведут наверх. Они приводят к месту, где стоял Крест, на котором был распят Христос. В глубине высится распятие над открытым престолом. Под престолом в полу помещен серебряный диск с отверстием в середине, обозначающим место, куда был вставлен Крест. Тут же двумя черными кругами обозначены места крестов, на которых одновременно с Христом были распяты два разбойника. Спустившись вниз на 30 ступеней из галереи, идущей вдоль стены храма (справа от лестницы, ведущей на Голгофу), можно попасть в греческую церковь св. Елены. В правом углу этой церкви имеется лестница, которая приводит в пещеру Обретения Креста. Мраморная плита в ней обозначает место, где, по преданию, нашли Крест Господень. Под Голгофой, справа от камня Помазания, находится вход в часовню праотца Адама, который, по преданию, после своего грехопадения жил на месте будущего Иерусалима.

Весь храм Гроба Господня разделен на небольшие притворы, которыми владеют Церкви самых разных христианских конфессий.

Скорбный, или Крестный путь (Виа Долороза). Путь страданий Христа начинается от Гефсиманского сада, где Он был схвачен стражей, и идет до места Его распятия — Голгофы. Гефсиманский сад. В долине Иосафатовой, в Гефсиманском саду находится подземная церковь Успения Богородицы в Гефсимании, Гробница Пресвятой Богородицы. Широкая мраморная лестница в 50 ступеней, начинающаяся у самого входа, ведет в святилище гроба «Матери Живота». По лестнице под сводом широкой галереи, с правой стороны находится часовня с двумя престолами, которые покрывают гробницы св. Иоакима и Анны (родителей Божией Матери). Напротив, также часовня, престол которой покрывает гробницу Иосифа Обручника. Еще 20 ступеней ведут в нижний храм, ибо лестница считается как бы верхним храмом. Этот нижний храм имеет форму креста. Посредине храма возвышается кувуклия из цельной скалы, отделенная, подобно Святому Гробу Господню, от окружавших ее скал. Два входа ведут внутрь. В этой священной кувуклии было погребено пресвятое тело «Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим» и отсюда «преставилася к животу Мати Живота».

Горненский монастырь (принадлежащий РПЦ) в Эйн-Кереме также связан с почитанием Пресвятой Богородицы. Божия Матерь пришла сюда после Благовещения и оставалась здесь в течение трех месяцев. В этом же селении, согласно преданию, родился святой Иоанн Предтеча.

Гора Сион — место, где расположена Сионская горница, в которой Господь совершил с учениками последнюю пасхальную трапезу и установил Таинство Евхаристии.

Елеонская гора — место Вознесения воскресшего Христа. На вершине горы, на территории небольшого арабского селения, расположен православный женский монастырь Русской миссии с храмом «Вознесения на Елеоне» и знаменитой «Русской свечой» (Рашн Тауэр) — белой колокольней, высотой 64 м. К монастырю примыкает небольшая восьмиугольная часовня, принадлежащая мусульманам. В ней хранится плита с отпечатком ноги Иисуса в момент Его Вознесения на небо.

Современное состояние. Население современного Иерусалима составляет 706 тыс. человек. 65% — евреи, 34% — арабы, 1% — остальные. Иерусалим, разделенный на 4 квартала: мусульманский, христианский, армянский и еврейский, являет собой фантастическое смешение традиций и культур, в его архитектуре одновременно господствуют церкви, синагоги и мечети.

Иерусалим — крупный научный и культурный центр. В городе множество учебных заведений — 78 начальных школ, 66 гимназий, Еврейский университет, Академия искусств «Бецалель», Учительская семинария им. Д. Едина, Академия музыки и танца им. С. Рубина, школа театрального мастерства, кинематографическая школа и различные колледжи. В Иерусалиме также большое количество религиозных учебных заведений.

Из многочисленных иерусалимских музеев следует назвать: Музей стран Библии, Армянский музей, Музей бедуинского быта, Музей исламского искусства, Музей музыкальных инструментов, Музей естественных наук, Археологический музей Уоли, Музей старого ишува (еврейской общины), Музей «Последний день», Музей налогов, Музей сторожевого поста в доме Туржемана, Музей фуникулера, Музей-студия ремесел древности, Музей узников подполья, Музей Израиля и Храм Книги, в котором находятся знаменитые рукописи Мёртвого моря, считающиеся древнейшей еврейской Библией, и многие другие. На холме Памяти Иерусалима расположился самый печальный музей Израиля — «Яд Вашем» — мемориал Холокоста, в результате которого погибли 6 млн. евреев.

После 1948 в Иерусалиме начинает быстрыми темпами расти промышленность. Развиваются традиционные виды производства: предприятия по обработке, огранке и шлифовке алмазов, по производству обуви, текстиля и одежды. Построены химические и фармацевтические заводы, заводы по производству изделий из пластмасс. В Иерусалиме множество издательств и типографий. Туристический бум последних лет заставил бурно развиваться индустрию сервиса.

И.В. Ильина

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.