Есть воздержание языка – не говорить много и не
говорить пустого, владеть языком и не злословить, не
празднословить, не клеветать одному на другого… не
пересуживать брата, не открывать тайн, не заниматься тем, что не наше. Есть воздержание и для глаз владеть зрением, не устремлять взора или не смотреть
внимательно на все приятное или на что-либо неприличное. Есть воздержание и в слухе – владеть слухом
и не поражаться пустою молвой. Есть воздержание в
раздражительности - владеть гневом и не вдруг воспламеняться. Есть воздержание от славы – владеть
своим духом, не желая прославления, не искать славы,
не превозноситься, не искать чести и не надмеваться,
не мечтать о похвалах. Есть воздержание помыслов –
низлагать помыслы страхом Божиим, не склоняться
на помыслы обольстительные и воспламеняющие, не
обольщаться ими. Есть воздержание в еде – владеть
собой и не выискивать пищи обильной или дорогих
яств, не есть не вовремя... не предаваться духу чревоугодия, не возбуждаться алчностью и вкусом пищи и не
желать то одной, то другой.
Преподобный Ефрем Сирин
Общее правило умеренности состоит в том, чтобы
каждый, в соответствии со своими силами, состоянием тела и возрастом, вкушал столько пищи, сколько
нужно для поддержания здоровья тела, а не сколько
требует стремление к сытости. Кто не соблюдает одинаковой меры: то чрезмерно постится, то пресыщается
– тот вредит как молитве, так и целомудрию. Молитве
потому, что не может быть бодрым, ибо от бессилия
склоняется ко сну, а от многоядения не может чисто и
часто молиться. Целомудрию же потому, что тот огонь
плотской похоти, который возжигается от чрезмерного употребления пищи, продолжается даже и во время
строгого поста.
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин
Итак, каждый верующий христианин должен хранить святой пост, как повелевают это Божии
заповеди и церковные предания. Для не постящихся же
установлен следующий канон, находящийся в так называемой Кормчей книге в 69-м правиле святых Апостолов: «Если епископ или пресвитер, или диакон,
или иподиакон, или чтец, или певец в сорок дней, то
есть в Великий пост, не постится и во весь год в среды и пятницы – да извержен будет, только если не
препятствует посту телесная болезнь, немощному же
дозволяется по необходимости вкушать масла и вина.
Если же мирской человек не постится – да отлучен
будет».
Святитель Димитрий Ростовский
Когда человек готовится отправиться в путь, он
должен знать цель своего путешествия. Так бывает и с
Постом. Пост – это главным образом духовное путешествие, а цель его – Пасха, «Праздник из Праздников».
Пост – приготовление к «совершению Пасхи, истинному откровению». Поэтому мы должны начать с того,
чтобы постараться понять связь Поста с Пасхой, так
как эта связь открывает нам нечто очень существенное,
нечто решающее во всей нашей христианской вере и
жизни.
Прот. Александр Шмеман. «Великий пост»
Нужен ли пост, то есть воздержание не только от
известных снедей, употребляемых не в пост, но и воздержание от употребления их в большом количестве?
Нужен ли пост как воздержание от удовольствий грубой чувственности? Нужен ли пост как воздержание
от беспорядочных мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков? А хочешь ли ты, возлюбленный, наследовать блаженную вечность, или Царство
Небесное, которое также несомненно существует, как
несомненно то, что мы живем теперь на земле, потому
что в этом уверяет нас Сам воплотившийся Бог Слово, Его пророки, апостолы и все угодники Его?… Если
хочешь, то ты непременно должен поститься, так как
плоть и кровь Царствия Божия наследовать не могут (1 Кор. 15, 50), потому что Царствие Божие несть
брашно и питие (Рим. 14, 17). Плоть и кровь, пища и
питие как вещи грубые, стихийные, земные – должны
остаться на земле и подвергнуться общей участи тел
земных – тлению. На Небе нет и не может быть места
для грубой плоти и крови потому именно, что там –
Небо, а не Земля, что существа тамошнего мира имеют
свойства совсем отличные от свойств людей, живущих
в похотях мира, свойства духовные, светоносные…
Нужен ли пост как воздержание от беспорядочных
мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков? Если ты согласен, что Бог есть Законодатель твой
и праведный Судия, Который знает, как наказывать нарушителей Своих законов, если совесть твоя говорит
тебе, что душа твоя не в
своем чине нарушала не
раз порядок нравственной жизни, выходила из
повиновения законам
Творца: то ты необходимо должен согласиться,
что тебе надобно восстановить порядок твоей нравственной жизни,
привести свои мысли
в правильный строй из
беспорядочного брожения туда и сюда, заставить сердце оторваться
от недостойных предметов, к которым оно, по
твоей невнимательности
и оплошности, прильнуло так сильно, что забыло о первом предмете своей любви – Боге;
вести себя так, чтобы
твои поступки не стыдно
было выставить и перед
судом твоей совести, и
на суд людей, и Божий.