| Новомученникам и исповедникам Российским посвящается
В.А. Никифоров-ВолгинОтрывок из рассказа «Дорожный посох»
 
 
 В морозно-солнечный день я направлялся навестить один тайный монастырь. На лесной дороге встречаю трех стариков. В тулупах, бородатые, с котомками через плечо, с лесинами в руках, в валенках. Я спросил их: -          Куда Бог несет?
 Не отвечая сразу на вопрос, приземистый, с желтым стариковским взглядом путник обратился ко мне;
 -          Не из священников ли будешь, желанный?
 Я ответил утвердительно. Вопросивший меня обрадовался и с тихим довольством посмотрел на спутников.
 -          А ведь угадал я, старики? Говорил же вам, что это батюшка! Я, желанный, — улыбнулся мне зазябшим лицом, - издали признал, что ты из духовных! Пословица-то не зря молвится: попа и в рогожке спознаешь!
 
Подошли ко мне под благословение и стали рассказывать: — Мы, батюшка, в Москву идем!.. О Боге хлопотать! — Как так?
 — Да так, чтобы это Бога нам разрешили и всякие гонения воспретили... А то беда!
 Говорят спокойно, по-крестьянски кругло, и только в глазах их как бы блуждание и муть.
 —          Шибко стали Бога поносить! - сказал сгорбленный старик, опираясь двумя руками на посох в страннической покорности. - Жалко нам Его... Терпеть невозможно!..
 —         Ведь до чего дошло?! - перебил его другой, с косыми глазами и впалыми забуревшими щеками. - Миколаха Жердь из нашего посада анкубатор для выводки цыплят сделал... из дедовских икон! Говорит Миколаха, что они,
иконы-то, подходящие для этого, так как толстые, вершковые, а главное - дерево сухое!..
 - А внук мой Пашка из икон покрышку сделал в своем нужнике... - задыхаясь, прошамкал беззубый тихий старик, весь содрогнувшись. Спрашиваю их: — Кому же вы жаловаться будете в Москве?
 —        Как кому? Ленину! Ильичу то исть!..
 —       Да он помер...
 - Это мы слышали, но только не верим! Нам сказывали, что он грамоту такую объявил, чтобы не трогать больше Бога... Я чуть не заплакал.
 Застывшая в глазах моих боль заставила стариков на время задуматься. Что-то поняли они. Растерянно взглянули друг на друга и на меня посмотрели.
 -          Ну а ежели не найдем Ленина, так к самому Патриарху  пойдем,  -  заявил  желтоглазый  старик.
 —                Пусть он рассудит и анафемой безбожникам ,   f          пригрозит... Патриаршая-то анафема дело не шуточное... Убоятся!..
 — И Святейшего Патриарха нет в живых!.. Они не удивились, сняли шапки и перекре-тились, сказав шепотом: «Царство ему Небесное!».
  Глаза стариков гуще налились мутью.
 — А Калинин-староста жив? Ну так мы к нему пойдем... Он нас приветит!
 Вначале тихо, а потом все горячее и горячее я стал убеждать их не делать этого, вернуться к себе, терпением препоясаться и ждать Божиего суда.
 -             Не можем! - с земляным упорством заявили они и даже рассердились на меня.
 -         Сто верст пешком прошли! — взвизгнул один из них. - Сам Господь идет с нами рядышком... а ты... вернуться!
 -          На смерть идете! - сказал я в отчаянности.
 Только улыбнулись тихо так: «что нам смерть!», поклонились мне и пошли вперед степенным деревенским шагом. Долго слушал я хрустень морозного снега под их валенками.
 Я проходил мимо оскверненных храмов, сожженных часовен, монастырей, превращенных в казармы и торговые склады, был свидетелем надругательства над мощами и чудотворными иконами, соприкасался со звериным ликом человека, видел священников, ради страха отрекавшихся от Христа... Был избиваем и гоним не раз, но Господь помог мне все претерпеть и не впасть в уныние. Да разве могу я ослабнуть духом, когда вижу я... сотни пастырей идут с котомками и посохами по звериным тропам обширного российского прихода. Среди них были даже и епископы, принявшие на себя иго апостольского странничества... Все они прошли через поношение, заключения, голод, зной и ледяной ветер. У всех были грубые обветренные лица, мозолистые руки, рваная одежда, изношенная обувь, но в глазах и в голосе - сияние неизреченной славы Божией, непоколебимость веры, готовность все принять и все благословить...
 При встрече кланялись земно друг другу, обнимались, тихо беседовали среди поля или леса. На прощание крестили друг друга и расходились по разным дорогам...
 Молился я в потаенных монастырях, где подвизались иноки из бывших отрицателей и поносителей имени Божиего.
Видел иноков в миру, всегда готовых поделиться Богом с неимущими Его и тоскующими по Нему. Был очевидцем великого раскаяния русского человека, когда он со слезами падал в дорожную пыль и у каждого встречного просил прощения.
Видел власть имущих, которые в особой ладанке носили на груди частицу иконы или маленький образок и потихоньку, яко Никодим в нощи, приходили ко мне за утешением.
 Знаю одного из них, который хранит в чулане иконы отцов своих и в моменты душевного затемнения затепляет перед ними лампаду и молится...
 Видел запуганных отцов, заявлявших мне: сами-то мы безбожники, а детей наших выучи закону Божиему, чтобы они хулиганами не стали... И в большой тайне у многих из этих отцов я учил детей их... Слышал и новые народные сказания о грядущем Христовом Царстве, о пришествии на землю Сергия Радонежского и Серафима Саровского, о Матери Божией, умолившей спасение русской земле.
 
Не одну сотню исповедей выслушал я (и страшные были эти исповеди), и все кающиеся готовы были принять самую тяжкую епитимию и любой подвиг, чтобы не остаться вне чертога Господня.
 
Вся русская земля истосковалась по Благом Утешителе. Все устали. Все горем захлебнулись. Все чают Христова утешения.
 Я иду к ним, пока сил хватит, и крепко еще обнимает рука мой дорожный посох.
      Наверх 
 |