ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет



«Титаник» и Costa Concordia: большие сходства и тревожные различия

В ночь с 13 на 14 января 2012 года у берегов Италии потерпел крушение итальянский круизный лайнер Costa Concordia (что в переводе с итальянского означает «Берег согласия»). Это судно являлось самым большим по размеру в компании Costa Crociere и совершало круизные рейсы под итальянским флагом между портами Средиземного моря. На его борту находились представители почти всех крупнейших держав мира.
В ночь с 14 на 15 апреля в текущем году исполнится ровно 100 лет трагедии на Титанике. Удивительно, но в православном мире это будет Пасхальная ночь – ночь победы жизни над смертью, будущего воскресения над разрушением и тлением.

Трагедия на Costa Concordia

13 января в 22 часа в районе посёлка Джильо-Порто на острове Джилио судно наскочило на каменный риф, получило пробоину и стало тонуть. Во время крушения лайнера погибли 25 человек, ещё 7 пропали без вести. Более 4 тысяч человек было эвакуировано. «Коста Конкордия» стала самым большим в истории пассажирским судном, потерпевшим крушение.

Хроника катастрофы

Мониторинг движения судна показал, что лайнер за 1,5 часа до катастрофы шел со скоростью 15 узлов (27,8 км/ч) прямо на остров Джильо. Примерно за полчаса до аварии он начал резко менять курс, но в результате инерции не успел сбросить скорость и ударился левым бортом о скалы одного из рифов. Из этого маневра можно сделать вывод, что приближение скалы корабельщики заметили только на таком расстоянии, при котором уйти от столкновения было уже невозможно. Корабль получил пробоину ниже ватерлинии длиной 70 м, и вода хлынула в отсеки. Когда капитан заметил, что судно кренится, он развернул корабль и попытался пристать к берегу, но из-за затопления генератора и отключения электричества корабль потерял управление и двигался к берегу по инерции. Ударившись о скалы, он получил вторую пробоину – уже в правом борту – и затонул в непосредственной близости от берега.

Причины аварии

Итак, что произошло с Costa Concordia? Ответ, как всегда, прост: здесь совпало множество причин, которые можно обобщить одной фразой: «человеческий фактор». Очевидно, что капитан Скеттино нарушил маршрут следования судна, как он сам признался на следствии. Также экипаж корабля слишком доверился автоматизированным средствам управления, хотя для избежания аварии достаточно было выйти на палубу и посмотреть в бинокль, чтобы заметить приближение опасности.

После столкновения капитан проигнорировал опасность, сказав, что есть «небольшие проблемы с генератором». Только когда крен палубы достиг 30 градусов, он разрешил пассажирам покидать судно. При эвакуации капитан бросил тонущий корабль. Судя по записям его разговора со службой береговой охраны, опубликованным в Интернете, он пребывал в растерянности и не знал, что делать, хотя управлял подобными судами не первый год. Руководство лайнера, по многочисленным свидетельствам СМИ, почти не заботилось о спасении пассажиров. Члены корабельной команды первыми бросилась к лодкам, отталкивая пассажиров. На тонущем судне царил хаос и паника. Люди лезли по головам, падали друг на друга, цеплялись за перила кренящегося судна. Многих пришлось снимать с помощью вертолетов. Несмотря на это, большинство пассажиров спаслось, благодаря усилиям местной береговой охраны и служб спасения.

Гибель современного суперлайнера сравнивают с гибелью легендарного Титаника. Его так и прозвали: «Титаник-2». Они схожи даже по внешним параметрам. Costa Concordia: длина – 290 м, ширина 35,5 м, осадка 8,2 м., масса 114,5 тыс.т., мощность 75600 кВт, максимальная скорость 19,6 узла, количество палуб 15, пассажировместимость 3780 чел., экипаж 1100 чел. На лайнере имелись всевозможные развлечения: 4 бассейна, 5 ресторанов, 13 баров, фитнесс-центр, и др. Титаник: длина – 269,1 м, ширина 28,19 м, средняя осадка 10,54 м, мощность 55 тыс. л.с (ок. 40452 кВт), водоизмещение 46 тыс. тонн, максимальная скорость 24-25 узлов (ок. 43 км/ч), пассажировместимость 2556 чел., экипаж 908 чел. Развлечений на Титанике было не меньше, чем на Costa Concordia, а по количеству золота и дорогих украшений Титаник превосходил всех своих современников.

Однако «Титаник» намного уступал по техническим характеристикам современному лайнеру. На нем были паровые турбины, отсутствовали автоматизированные средства навигации. Обшивка корабля была выполнена из более хрупкой стали, чем на современных лайнерах.

Гибель «Титаника»

Непосредственно перед крушением «Титаник» находился в водах Северной Атлантики и, так же как и Costa Concordia, шел на полной скорости – несмотря на многочисленные предупреждения о ледовой опасности, поступавшие от других судов по радиосвязи. У вахтенных не было биноклей, поэтому впередсмотрящие заметили айсберг только за 450 м. По роковой «случайности», айсберг был обращен к кораблю темной стороной, что делало его на фоне ночного моря невидимым. Даже после столкновения капитан не снизил скорости судна, боясь за свою репутацию (он предполагал, что удар был безопасным). В результате столкновения с айсбергом, подводная его часть «вспорола» днище судна на протяжении 90 метров. 5 отсеков оказались поврежденными и стали быстро наполняться водой. Спасение началось слишком поздно (через 30-40 минут после удара). Количество шлюпок не предусматривало спасение только 1807 людей из 3400. Капитан «Титаника» отдал приказ в первую очередь спасать женщин и детей. Из-за этого часть шлюпок было заполнено только наполовину, другие не успели спустить на воду.

«Титаник» затонул за 2,5 часа в открытом океане, в ледяной воде, на глубине 3750 м., забрав с собой жизни более 1500 пассажиров, все современное по тем временам техническое оснащение и несметные богатства. Многие из пассажиров так и не узнали о катастрофе, другие утонули вместе с «Титаником», не нашедши выхода в лабиринтах плавучего дворца, третьи разбились, падая с высоты или замерзли в ледяной воде. Таким образом, гибель «Титаника» была более трагичной и фатальной, чем у его современного «двойника».

Сравнение двух катастроф

Итак, в этих двух катастрофах много общего, но больше отличий. Главное отличие – в поведении экипажа и пассажиров этих двух судов.

О действиях капитана команды Costa Concordia мы уже упоминали. Бросается в глаза равнодушие командира корабля, растерянность его перед лицом опасности, цинизм и бесчеловечность членов команды.

А вот что происходило на «Титанике»: «…Как и в любой трагический момент истории проявились сильные и слабые стороны характера людей. Были примеры героического самопожертвования, когда мужья, усадив в спасательные шлюпки своих жен и детей возвращались на борт гибнущего судна. Сотни специалистов: кочегары, механики, радисты – до последней секунды оставались на своих постах. Среди обслуживающего персонала было много 15-16-летних мальчишек-стюартов, лифтеров. Они по праву имели возможность в числе первых занять места в спасательных шлюпках, но остались на судне. Другие же члены экипажа, поддавшись животному страху и забыв о своих должностных обязанностях, занимали места в шлюпках предназначенные в первую очередь для пассажиров» (цит. по.: ivanov-portal.ru).

Итоги

Анализ двух катастроф выявил совершенную неготовность современных людей к встрече с экстремальной опасностью, неготовность жертвовать своим благополучием и жизнью ради других. За 100 лет героизм и самопожертвование в человечестве (представителями которого были пассажиры на обоих судах) значительно упали в цене. Люди на «Титанике» были более способны к взаимовыручке, действовали более мужественно и согласованно.

Дело в том, что в начале XX века, благодаря всеобщей христианизации предыдущих веков, еще были живы нравственные устои в обществе. Мужество, благородство, самопожертвование имели под собой твердый фундамент Евангельских заповедей. Христианское просвещение и воспитание было распространено в значительной мере в богатых и состоятельных семействах, что делало этот класс общества поистине благородным сословием. Этим объясняется всплеск альтруизма, присущий большинству пассажиров «Титаника». Нельзя, однако, не заметить начинавшийся декаданс Европы в лице банкиров и миллионеров, многие из которых употребили свои средства на спасение своей жизни.

Поведение же людей на Costa Concordia – это лишь отражение общего неблагополучного современного нравственного состояния Европы и всего человечества. Современная «нравственность», а точнее безнравственность не основывается ни на чем, кроме заявлений «отцов» современного гуманизма и воплей о правах человека. Нравственным критерием современного человека является он сам, его благополучие и спокойствие, которое он должен сохранять любой ценой, даже ценой гибели его братьев по разуму. Если «Титаник» стал символом столкновения мужества и трусости, низости и благородства, то Costa Concordia выглядит на фоне своего знаменитого предшественника как грандиозное фиаско и позор современного европейского мореходства, а духовно – как символ духовного упадка «пост-христианской» Европы, которая даже перед лицом своей физической гибели не способна обратиться к Богу и спасти себя от духовно-нравственного разложения.

Сергей Махонин,
г. Тюмень

Наверх

© Православный просветитель
2008-19 гг.