ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет



К.Ф. Рылеев: поэт, декабрист, христианин

В литературном движении 10-20-х годов XIX века важное место занимает творчество поэтов-декабристов – Рылеева, Одоевского, Кюхельбекера, Раевского и многих других. Наиболее ярким и талантливым среди поэтов-декабристов был Кондратий Федорович Рылеев.

К.Ф. Рылеев родился в семье мелкопоместного дворянина Федора Андреевича Рылеева и Анастасии Матвеевны Эссен. Существует предание, что в трехлетнем возрасте он тяжко занемог. Мать, видя страдания сына и предчувствуя его близкую смерть, стала молить Бога спасти его. Тогда ей было видение: она услышала чей-то незнакомый, но «очень сладкозвучный» голос, говорящий ей: «Опомнись, не моли Господа о выздоровлении... Он, Всеведущий, знает, зачем нужна теперь смерть ребенка... Из благости, из милосердия Своего хочет Он избавить его и тебя от будущих страданий... Что если я тебе покажу их?.. Неужели и тогда будешь ты все-таки молить о выздоровлении!..». Предупреждение чудесного голоса не остановило мать, и она продолжила молить Бога об исцелении. Тогда перед ней стали представать картины взросления ее сына. В конце их она увидела виселицу… и очнулась. Мальчик выжил.

В 1801-1814 годах К. Рылеев учился в Петербургском первом кадетском корпусе. После, в 1814-1815 гг. участвовал в заграничных походах русской армии. В 1818 году вышел в отставку. В 1820 году Кондратий Рылеев женился на Наталье Михайловне Тевяшевой. С 1821 года служил заседателем Петербургской уголовной палаты, с 1824 – правителем канцелярии Российско-американской компании.

К.Ф. Рылеева мы можем безоговорочно назвать поэтом-гражданином, в творчестве которого жизнь и поэзия слились в одно целое. До восстания декабристов Рылеевым было написано небольшое, но очень сильное стихотворение «Гражданин». В нем поэт призывает выполнить свой гражданский долг и вместе с тем предостерегает тех, кто «с хладнокровием бросает холодный взгляд на несчастье страдающего отечества». Развивая свою мысль, поэт говорит:


Они покаются, когда народ, восстав,
Застанет их в объятиях неги.

Характерное для декабристов стремление возвеличивать события русской истории, ее героических деятелей, противопоставляя их современному «изнеженному племени», привело Рылеева к созданию в 1821-1823 гг. особого цикла произведений, которые он назвал «Думами». В данном случае поэт обращается к жанру украинского фольклора. В предисловии к отдельному изданию «Дум», вышедшему в 1825 году, Рылеев специально подчеркивал это обстоятельство: «Думы – старинное наследие от южных братьев наших… Еще до сих пор украинцы поют думы о героях своих: Дорошенке, Сагайдачном, Палее…». Целью автора при создании этого цикла было «напоминать юношеству о подвигах, знакомить его с ясновельможными эпохами народной истории, сдружить любовь к родине с первыми впечатлениями памяти – вот верный способ для привития народу сильной привязанности к родине…». Каждую думу К.Ф. Рылеев предваряет небольшой исторической справкой, в которой рассказывает о событиях, легших в основу сюжета произведения.

Центральное место в думах занимают образы борцов за независимость родины и свободу народа, борцов против деспотизма и угнетения. Поэт восхищается мужеством Святослава, Мстислава Отважного, Дмитрия Донского, Ермака, Ивана Сусанина. Стоит заметить, что установка на поучение, на воспитание положительным примером помешала исторически верному изображению в думах событий и деятелей прошлого. Но огромная популярность дум свидетельствовала о своевременности этих произведений и действенности средств, к которым обратился поэт.

Общенародной известностью пользовалась дума «Смерть Ермака». Опора на фольклорную традицию, близость народному языку послужила тому, что дума стала народной лирической песней («Ревела буря, гром гремел»). Ее исполнял также известный русский артист, прославленный бас Федор Шаляпин.

Смерть Ермака

П.А. Муханову


Под словом Сибирь разумеется ныне неизмеримое пространство от хребта Уральского до берегов Восточного океана. Некогда Сибирским царством называлось небольшое татарское владение, коего столица, Искер, находилась на реке Иртыше, впадающей в Обь. В половине XVI века сие царство зависело от России. В 1569 году царь Кучум был принят под руку Иоанна Грозного и обязался платить дань. Между тем сибирские татары и подвластные им остяки и вогуличи вторгались иногда в пермские области. Это заставило российское правительство обратить внимание на обеспечение сих украйн укрепленными местами и умножением в них народонаселения.

Богатые в то время купцы Строгоновы получили во владение обширные пустыни на пределах Пермии: им дано было право заселить их и обработать. Сзывая вольницу, сии деятельные помещики обратились к казакам, кои, не признавая над собою никакой верховной власти, грабили на Волге промышленников и купеческие караваны. Летом 1579 года 540 сих удальцов пришли на берега Камы; предводителей у них было пятеро, главный назывался Ермак Тимофеев. Строгоновы присоединили к ним 300 человек разных всельников, снабдили их порохом, свинцом и другими припасами и отправили за Уральские горы (в 1581 г.).

В течение следующего года казаки разбили татар во многих сражениях, взяли Искер, пленили Кучумова племянника, царевича Маметкула, и около трех лет господствовали в Сибири. Между тем число их мало-помалу уменьшалось: много погибло от оплошности. Сверженный Кучум бежал в киргизские степи и замышлял способы истребить казаков. В одну темную ночь (5 августа 1584 г.), при сильном дожде, он учинил неожиданное нападение: казаки защищались мужественно, но не могли стоять долго; они должны были уступить силе и внезапности удара. Не имея средств к спасению, кроме бегства, Ермак бросился в Иртыш, в намерении переплыть на другую сторону, и погиб в волнах.

Летописцы представляют сего казака героя крепкотелым, осанистым и широкоплечим, он был роста среднего, имел плоское лицо, быстрые глаза, черную бороду, темные и кудрявые волосы. Несколько лет после сего Сибирь была оставлена россиянами; потом пришли царские войска и снова завладели ею. В течение XVII века беспрерывные завоевания разных удальцов-предводителей отнесли пределы Российского государства к берегам Восточного океана.


Ревела буря, дождь шумел,
Во мраке молнии летали,
Бесперерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали...
Ко славе страстию дыша,
В стране суровой и угрюмой,
На диком бреге Иртыша
Сидел Ермак, объятый думой.

Товарищи его трудов,
Побед и громозвучной славы,
Среди раскинутых шатров
Беспечно спали близ дубравы.
«О, спите, спите, – мнил герой, –
Друзья, под бурею ревущей;
С рассветом глас раздастся мой,
На славу иль на смерть зовущий!

Вам нужен отдых; сладкий сон
И в бурю храбрых успокоит;
В мечтах напомнит славу он
И силы ратников удвоит.
Кто жизни не щадил своей
В разбоях, злато добывая,
Тот думать будет ли о ней,
За Русь святую погибая?

Своей и вражьей кровью смыв
Все преступленья буйной жизни
И за победы заслужив
Благословения отчизны, –
Нам смерть не может быть страшна;
Свое мы дело совершили:
Сибирь царю покорена,
И мы – не праздно в мире жили!»

Но роковой его удел
Уже сидел с героем рядом
И с сожалением глядел
На жертву любопытным взглядом.
Ревела буря, дождь шумел,
Во мраке молнии летали,
Бесперерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали.

Иртыш кипел в крутых брегах,
Вздымалися седые волны,
И рассыпались с ревом в прах,
Бия о брег, козачьи челны.
С вождем покой в объятьях сна
Дружина храбрая вкушала;
С Кучумом буря лишь одна
На их погибель не дремала!

Страшась вступить с героем в бой,
Кучум к шатрам, как тать презренный,
Прокрался тайною тропой,
Татар толпами окруженный.
Мечи сверкнули в их руках –
И окровавилась долина,
И пала грозная в боях,
Не обнажив мечей, дружина...

Ермак воспрянул ото сна
И, гибель зря, стремится в волны,
Душа отвагою полна,
Но далеко от брега челны!
Иртыш волнуется сильней –
Ермак все силы напрягает
И мощною рукой своей
Валы седые рассекает...

Плывет... уж близко челнока –
Но сила року уступила,
И, закипев страшней, река
Героя с шумом поглотила.

Лишивши сил богатыря
Бороться с ярою волною,
Тяжелый панцирь – дар царя
Стал гибели его виною.

Ревела буря... вдруг луной
Иртыш кипящий серебрился,
И труп, извергнутый волной,
В броне медяной озарился.
Носились тучи, дождь шумел,
И молнии еще сверкали,
И гром вдали еще гремел,
И ветры в дебрях бушевали.
1822 г.

По мысли автора – будущего организатора и участника восстания декабристов – героя погубил подарок царя – «тяжелый панцирь».

Одной из наиболее удачных в художественном отношении признана дума «Иван Сусанин», которая вдохновила великого русского композитора М.И. Глинку на создание одноименной оперы. С «Ивана Сусанина», согласно собственному его позднейшему признанию, А.С. Пушкин начал «подозревать» в Рылееве «истинный талант». Однако литературному мастерству писателя не суждено было развиться.

В декабре 1825 года вместе с другими участниками восстания на Сенатской площади К. Рылеев был арестован и, наряду с остальными четырьмя руководителями восстания, приговорен к высшей мере наказания – смертной казни. Время, проведенное им в заключении в ожидании своей участи, не прошло даром. Декабрист полностью раскаялся в своем поступке и отрекся от всех вольнодумных мыслей. Примером глубоко христианского отношения ко всему происходящему с человеком является его прощальное письмо к жене:

«Бог и Государь решили участь мою: я должен умереть и умереть смертию позорною. Да будет Его святая воля! Мой милый друг, предайся и ты воле Всемогущего, и Он утешит тебя. За душу мою молись Богу. Он услышит твои молитвы. Не ропщи ни на Него, ни на Государя: ето будет и безрассудно и грешно. Нам ли постигнуть неисповедимые суды Непостижимого? Я ни разу не взроптал во все время моего заключения, и за то Дух Святый дивно утешал меня.

Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 года

Подивись, мой друг, и в сию самую минуту, когда я занят только тобою и нашею малюткою, я нахожусь в таком утешительном спокойствии, что не могу выразить тебе. О, милый друг, как спасительно быть христианином. Благодарю моего Создателя, что Он меня просветил и что я умираю во Христе. Ето дивное спокойствие порукою, что Творец не оставит ни тебя, ни нашей малютки. Ради Бога не предавайся отчаянью: ищи утешения в религии. Я просил нашего священника посещать тебя. Слушай советов его и поручи ему молиться о душе моей...

Ты не оставайся здесь долго, а старайся кончить скорее дела свои и отправиться к почтеннейшей матушке, проси ее, чтобы она простила меня; равно всех своих родных проси о том же. Екатерине Ивановне и детям кланяйся и скажи, чтобы они не роптали на меня за М.П.1: не я его вовлек в общую беду: он сам это засвидетельствует. Я хотел было просить свидание с тобою, но раздумал, чтобы не расстроить тебя. Молю за тебя и за Настеньку, и за бедную сестру Бога и буду всю ночь молиться. С рассветом будет у меня священник, мой друг и благодетель, и опять причастит.

Настиньку благословляю мысленно Нерукотворным образом Спасителя и поручаю тебе более всего заботиться о воспитании ее. Я желал бы, чтобы она была воспитана при тебе. Старайся перелить в нее свои христианские чувства – и она будет щастлива, несмотря ни на какие превратности в жизни, и когда будет иметь мужа, то ощастливит и его, как ты, мой милый, мой добрый и неоцененный друг, ощастливила меня в продолжение восьми лет. Могу ль, мой друг, благодарить тебя словами: они не могут выразить чувств моих. Бог тебя наградит за все. Почтеннейшей Прасковье Васильевне моя душевная искренняя, предсмертная благодарность. Прощай! Велят одеваться. Да будет Его святая воля. Твой истинный друг К. Рылеев».

Жестокой была его казнь. Трое из пяти повешенных – Рылеев, Каховский, Муравьев – сорвались и были повешены повторно. Причины падения объяснялись по-разному. Начальник Петропавловского кронверка В.И. Беркопф полагал, что веревки не выдержали тяжести кандалов. Запасных веревок не было, их спешили достать в ближних лавках, но было раннее утро, все было заперто, почему исполнение казни еще промедлилось. Кто знает, почему Господь попустил этому случиться…

По материалам интернет-изданий
подготовила Мария Сафьянова,
г. Тюмень

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.