Монах Василиск был учеником известного пустынножителя старца Адриана, иеромонаха Площанской Богородицкой пустыни Орловской губернии. Смирение, испытанное тяжелыми жизненными обстоятельствами и лишениями, перенесенными в нищете его бедного детства, явилось чертой духовного облика этого подвижника.
Он происходил из крестьян деревни Иваниш Калязинского уезда Тверской губернии. Отец его Гавриил и мать Стефанида жили в достатке, как передает жизнеописатель, «...имея кувшин серебра, но воспитывали детей в страхе Божием».
Чтобы освободить сердца их от суетных попечений и стяжаний, Господь попустил, чтобы воры украли
те самые сбережения, которые составляли надежду для Гавриила и
Стефаниды. Но семья научилась переносить невзгоды, и родители с детьми возложили все свое упование на милость Божию. Вскоре Стефанида умерла, а Гавриил, женившись во второй раз, вскоре совершенно обнищал. Будущий подвижник ходил просить милостыню. Однажды у купца разбился горшок с медом, и он отбросил его к маленькому Василию. Мальчик стал обсасывать покрытые медом черепки и в радости благодарил Бога за подавшего милостыню, он молился весь день, а когда на полученные гроши он мог купить калач, то считал этот день торжественным праздником.
Еще будучи в малых летах, Василий часто размышлял о небесной жизни, и ему хотелось взлететь в горний мир. Видя на иконах Ангелов с крыльями, он брал в обе руки
крылья, сделанные из длинных перьев, влезал на пригорок и пытался полететь. Оставив время детства, он понял, что человеку крылья нужны не из перьев и взлететь к Богу может тот, кто возлюбит Его от всей души.
Когда братья пришли в совершенный возраст, все трое положили
в своих сердцах служить единому Богу. Но отец настоял, чтобы младший сын Василий женился, и он покорился воле родителя.
Старшие братья вели жизнь чрезвычайно строгую, так что крестьяне освободили их от податей. Старший брат Косьма даже носил на теле власяницу, сотканную из конского волоса, а под ней вериги из железных обручей, вросших в тело.
Вскоре Василий ушел к старшему брату, мирно простившись с тестем и
супругой. У брата он до конца выучился читать и писать и решил посвятить себя пустынножительству. Отец Адриан, мудрый и опытный подвижник, окончательно утвердил Василия в намерении пустынножительства, он же постриг будущего старца с именем Василиск, взяв обещание, что всю жизнь он посвятит служению Господу в пустынножительстве. Отшельничествуя в Брянских лесах, Василиск претерпел сильные искушения. Пробуждаясь от сна, он слышал возгласы: «Ты здесь один, а нас много; так или иначе – погубим тебя!». Питался старец одним картофелем и часто был борим унынием. Десять лет он подвизался под руководством старца Адриана, а затем, пробыв в совершенном одиночестве три года, следующее десятилетие провел в Коневском скиту с другим учеником старца Адриана – отцом Зосимой.
Вскоре старцы Василиск и Зосима получили благословение от отца Адриана идти в Сибирь, что они и
исполнили. Двадцать четыре года они подвизались в пустыни, расположенной в 50 верстах от города Кузнецка. Зимой они слышали у стен своей кельи вой волков, а летом медведи расхищали огород, но никогда не трогали пустынников, убегая прочь только при одном виде их. Местные жители часто посещали пустынников и пользовались их духовными наставлениями. По просьбе благочестивых вдов Кузнецка, отец Зосима ездил в Петербург с просьбой открыть женский монастырь. Тобольский архиерей согласился отдать под их нужды опустевший монастырь в городе Туринске на Урале. Так был возрожден Свято-Николаевский монастырь, близ которого и
провел в уединении последние свои
годы преподобный Василиск. По старости лет нередко подолгу проживал он и в самой обители. Старец Василиск скончался 29 декабря 1824 года. Время своего отхода он указал с точностью, накануне исповедался и приобщился Святых Христовых Таин. До последнего вздоха был отец Василиск в устной и сердечной молитве и со словами «Господи Иисусе Христе» – испустил дух, словно уснул.
За четыре дня, прошедших до приезда старца Зосимы, вид почившего не только не сделался хуже, но стал еще благовиднее. Тело его было мягким, как у спящего. Отец Зосима приказал написать с него портрет, ибо по глубокому смирению своему при жизни старец на это никак не соглашался.
Святой подвижник был погребен близ алтаря монастырского собора. Почитая праведника, в 1913 году жители Туринска возвели над его могилой часовню. В советское время и храм, и часовня были уничтожены. Святые мощи преподобного были
обретены на месте захоронения в 2000 году и ныне покоятся в Спасском монастыре Екатеринбурга. Известны случаи исцелений и духовной помощи после молитвенного обращения к преподобному Василиску Сибирскому.
День памяти пустынника –
29 декабря (11 января по н.ст.).
По материалам интернет-изданий,
фото с сайта
Екатеринбургской епархии