ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет


Человека не имам

(Окончание. Начало в №88)

Миссия в деревне Битюки

Это, на первый взгляд, кажется странным нам, видящим в соседних населенных пунктах давно уже действующие храмы, где постоянно совершаются службы и обряды Крещения, вполне доступные для всех желающих. Но, когда человек далеко отстоит от Церкви не только географически, но и всем укладом и опытом своей жизни, так много возникает препятствий для того, чтобы перешагнуть порог храма, даже когда еле живая без хлеба насущного душа этого хлеба давно уже просит. Он, как евангельский расслабленный, «человека не имам». А сам до купели добраться не в состоянии. И, что поразительно, даже не в состоянии обратиться за помощью. Только может дать согласие эту помощь Божией милостью пока еще принять. Но учишь себя радоваться и этому.

Таковы духовные обстоятельства немалого числа людей не только в наших деревнях и селах, но и в городах. А мы, народ Божий, привыкший к жизни среди святынь и таинств Церкви, часто просто не можем понять этой «расслабленности души», называя ее с фарисейским чувством превосходства ленью, приверженностью греху, нежеланием самоотвержения. Может быть, и справедливо называем, как и фарисей, не погрешая против правды. Но не милосердно. А, значит, и не по-христиански. Нас много таких «христиан». И я такая же. И только Господь может с Его бережливой любовью к Своему неблагодарному созданию устыжать не их, некрещеных, а нас, регулярно причащающихся Его Тела и Крови…

По благословению иерея Дионисия Картавина я провела с желающими Таинства Крещения огласительные беседы на дому, раздала от имени Церкви необходимую духовную литературу для самостоятельного прочтения во время подготовки к Крещению. Мы с мужем организовали и доставку в храм наших оглашенных. У некоторых не было денег, чтоб внести пожертвование за Крещение. Люди чувствовали смущение и неловкость. Отец Дионисий без тени сомнения, а как что-то само собой разумеющееся, благословил всех к принятию Крещения. Это непривычная ситуация для человека, привыкшего к товарно-денежным отношениям с государственными организациями и даже друг с другом. У Церкви другой дух. Во всяком случае, должен быть другой дух. И настоящие служители Церкви им пропитаны. Действительно, неужели из-за отсутствия денег можно откладывать свое усыновление Богу?! Ведь деньги – жертва не Ему и не расчет за Таинство. Это наше посильное участие в содержании храма, в невеликой плате за самоотверженные и неизмеримые никаким регламентом труды тех, кто нас здесь встречает. Кто обеспечивает все условия для богослужения, для нашего пребывания в земной Церкви – ковчеге спасения в море житейском.

Совсем небогатый по своим доходам приход во имя вмч. Георгия Победоносца с. Солобоево в лице старосты Любови Павловны Федоровой так естественно и простосердечно отнесся ко всем нашим безденежным крещаемым, что исчезла их неловкость. А одной даже была подарена единственная в церковной лавочке красивая рубашка специально для Крещения. Забегая вперед, скажу, что через два дня после Крещения глава этой семьи приехал на попутках в Солобоево и помог в выполнении плотницких работ, которые давно уже ждали своего доброхота на приходе. Вот так Господь нежно сглаживает зазубрины и немощи нашей жизни.

Из 23 опрошенных взрослых, крещеных битюковцев только двое приблизительно раз в год стараниями своих верующих родственников бывают на исповеди и Причастии. Некоторые не знают о бессмертии души и вечном воздаянии, считают, что все закончится могилой на кладбище. А жить по совести надо ради детей и внуков. При случае или больших скорбях заходят в храм поставить свечку, заказать молитвы, дать пожертвование. Но для этого, как правило, стараются уехать подальше от дома: в Чимеево, в Ялуторовск, в Тюмень. Как сказала одна жительница деревни, она боится, что люди начнут ее судить, вот, мол, жила без церкви, а теперь стала ходить, грехи замаливать. В деревне, как и везде, люди боятся быть смешными. И внутренне понимают, что они могут быть такими в глазах знающих их людей, если будут делать то, что не понимают, во что мало верят, что реально не имеет никакого отношения к их ежедневному поведению.

Однако это не распространяется на отношение к усопшим. Здесь общественное мнение не ухмыльнется ни над одним безбожником, пригласившим для отпевания матери священника. Правда, отпевать будет священник и чужие люди, а он будет стоять на улице. Тем не менее практически все отпевают своих крещеных родственников, но в основном заочно. Освящают машины «для безопасности» также поголовно. Почти у всех опрошенных мною крещеные дети и внуки. Большинство носят крестик на груди. Но некоторые считают, что крестик вполне может заменить освященное в храме ювелирное украшение. Дома почти у всех имеются иконы, хотя бы самые простые по исполнению. Но, например, у одной жительницы старая икона Спасителя стоит на высокой полочке за задернутой занавеской, у другой – среди неподобающего окружения. Даже те, у кого дома есть кем-то когда-то подаренные молитвословы, редко их открывают. «Трудно читать», «ничего не понимаю».

Вот такая пока открывается скудная духовная жизнь в прошлом крепкой, православной по своим корням деревни. И хотя подавляющее большинство из опрошенных крестились уже в сознательном возрасте, но по отношению к добровольно принятой ими вере находятся в бессознательном состоянии. Как говорится, крестили, да не просветили.

Однако и с просвещением не все так просто. Мы с мужем по благословению о. Дионисия после Крещения, о котором я уже рассказала, начали проводить еженедельные православные миссионерские встречи с односельчанами у себя дома, за неимением другого помещения в деревне. Повесили объявление об этом, расписание богослужений в районе на месяц. Кроме объявления я лично приглашала тех, с кем беседовала. В их числе были и те, кто с немалым энтузиазмом откликнулся на предложение о духовном просвещении. И, конечно, мы ждали новокрещенных, с которыми при огласительных беседах особо говорили о том, что не имеет смысла Крещение без дальнейшего вхождения в Церковь. Имея мало обнадеживающий опыт обращения первых лет нашей жизни в деревне к религиозному самосознанию своих односельчан, на массовый наплыв гостей не рассчитывали. Но рады были всем. Годы пребывания в Церкви и малоэффективность борьбы с собственными страстями все-таки учат хоть в малой степени скромности, терпению и умению радоваться тому малому, что Бог дает. И воспринимать это именно как дар Божий, а не воплощение или крах того, чего я хочу. Я бы хотела, может быть, чтоб в нашем не тесном доме, рассчитанном на дружный сбор большой семьи, в которой 5 детей и пока 4 внука, чтоб все пространство было занято пришедшими узнать об основах православной веры. Но пока всем нам хватает большого стола и девяти стульев. Правда, на пятое занятие, которое провел у нас о. Дионисий, о чем мы писали особое объявление, пришло немного больше односельчан. В ходе нашей миссионерской работы появились зачатки и некоторого церковного социального служения. В нашей деятельности стала принимать участие и председатель деревенского совета ветеранов Митрофанова А.Н. Вместе с ней мы начали посещение пенсионеров. От имени Церкви Антонина Николаевна также стала передавать скромную вещевую и продуктовую помощь особо нуждающимся семьям с детьми. Здесь помимо пожертвований из собственных пенсионных ресурсов нам начал помогать приход соседнего села Рафаилово в лице его тюменских благотворителей, за что мы им признательны.

Состав наших «Православных встреч» для сельской местности достаточно молодой, у половины дети – младшие школьники или дошкольники, одна мама – студентка-заочница. И потому кроме курса по Закону Божию и обсуждения проблем практики православной жизни возникают на наших встречах и вопросы, связанные с воспитанием детей, с православной педагогикой. Кстати сказать, все опрошенные мною заявили, что хотели бы, чтоб их дети и внуки изучали в школе основы православной веры и посещали Воскресную школу.

Очень удобным оказалось, что я являюсь руководителем Воскресной школы в с. Исетское. Поэтому троих детей (столько входит в нашу машину), двух мальчиков-подростков и девочку-четвероклассницу по субботам мы с мужем берем на детские занятия. И они уже влились и в них, и в работу театральной студии Воскресной школы, и в посещение субботних и воскресных богослужений. А еще одного мальчика, второклассника, благодаря доброте, вниманию, любви к детям митрополита Димитрия, чудесному вмешательству в судьбу ребенка святителя Иоанна Тобольского, хлопотам о. Дионисия, ставшего его восприемником, удалось устроить в Тобольскую православную гимназию на пансион. Мальчик хороший, достойный добра и чуда. Впрочем, как и все дети. И все-таки все мы как что-то из ряда вон выходящее воспринимаем его весточки о том, что он теперь плавает в бассейне, а сам владыка учит его плавать, что он уже два раза был в гостях у него – пил чай и ел пироги с черникой. Это кажется рождественской сказкой всем, знающим, какие условия жизни были у ребенка дома, в Битюках.

Кроме детей по очереди на богослужения с нами ездят и взрослые, все в течение месяца приступили к исповеди и Причастию хотя бы один раз. Дети, конечно, чаще. Большая проблема в том, что из Битюков общественным транспортом в субботу и воскресенье на службы не съездишь, а в будние дни им можно воспользоваться только по понедельникам, средам и пятницам. Но наша молодежь в будни на рабочих местах. Наш же легковой автомобиль вмещает только пять человек. Но дело, конечно, не в технических проблемах только. Главное не то, скольких вместит автомобиль, а то, сколько вместит душа. Колеса же при вместимости души всегда найдутся.

Как и время. Но пока мы вот на таких умеренных позициях. И за это благодарим Бога, все устрояющего в ту меру, которую мы способны вместить, и подающего силы, на которые уже, бывает, и не рассчитываешь. Не рассчитываешь уже и на результат, на то, что ты можешь кого-то убедить, комуто открыть глаза на главное богатство его жизни – Христа, Крест и Церковь. Рассчитываешь только на благословение священника, его помощь и, главное, на Бога. И понимаешь, что все может быть только так, как Ему угодно. Но не забываешь и о том, что Бог помогает тем, у кого «рубашка мокрая», что «проклят всяк, творящий дело Божие с небрежением».

Непросто писать о реальности текущей церковной жизни, которая вся творится сегодня, творится несовершенными людьми и еще не отфильтрована временем. Но вместе с вечными книгами и истинами, которые хлеб нашей души, большинство из нас нуждается и в знании о том, как и чем в нынешних условиях живут на приходах, а также и вне приходов наши братья и сестры во Христе. Специфические вызовы Церкви и верующим людям есть у каждой эпохи. Но чувствует ли себя сегодня крещеный человек человеком Церкви – вот в чем элементарная проблема миссии нашего времени в собственной стране. Нельзя не заметить и затруднения в понимании своего духовного и социального статуса в связи со своим членством в Церкви даже у тех, кто старается по воскресным дням быть на Литургии в храме. Есть также много вопросов, которые возникают в сегодняшней приходской жизни, на которые нужны сегодняшние ответы. Достаточно и болезненных проблем, к которым не только не знаешь, как подступиться без духовного ущерба, но не знаешь даже, как их неискусительно сформулировать? Все они прямо или опосредованно связаны с православной миссией. Да и какая сторона нашей жизни с ней не связана? Хотелось бы пригласить к разговору всех, кому есть что рассказать, кому есть о чем спросить. Думаю, обращение Патриарха и имело целью пробудить живую, творческую работу на приходах, чтоб энергию нашей веры обратить на благо Церкви и ближних.

Анна Евтифьевна Панкова,
член Совета православных
приходов Исетского района

Православная община д. Битюки
ищет благотворителей для окончания
строительства храма св. первоверховных
апостолов Петра и Павла.
Ждем звонков по тел. 8-9044764700
(протоиерей Вадим Баранов),
8-9504803131 (староста Панков
Алексей Владимирович).

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.