ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет



Духовное завещание святителя Иоанна Тобольского

Жизнь его, по выражению Преосвященнейшего Филарета, сияла добродетелями высокими, особенно же смирением и молитвою. Будущий просветитель земли Сибирской еще с детства обнаружил любовь к чтению Слова Божьего и святоотеческих творений, отдался научным занятиям и с блестящим успехом закончил курс коллегии. Домашнее воспитание, учеба в коллегии и постоянное общение с монахами положили начало его иноческому служению Богу. Святитель принял монашеский постриг в Киево-Печерской лавре с именем Иоанн, понимая, что монашество – это жизненный выбор человека, избранника Божьего, о котором Христос сказал: «Не все вмещают слово, но кому дано, кто может вместить да вместит». Благодаря своим богословским познаниям и проповедническим талантам, Иоанн был назначен проповедником Киево-Печерской лавры.

Он был в составе делегации украинского духовенства, которая направлялась в Москву с просьбой о помощи в связи с вторжением Османской империи в Заднепровскую Украину. В Москве был принят царем Федором Алексеевичем. В результате царь дал Киево-Печерским монахам укрытие в Свенском монастыре в окрестностях Брянска.

В то нелегкое для Малороссии время – время активной католической пропаганды – будущий святитель проповедовал. Его проповеди привлекали внимание народа, и имя Максимовича стало известно далеко за пределами Киева.

В период своего архипастырства в Чернигове святитель переводит на славянский язык и адаптирует сочинение немецкого католического монаха Иремии Дрекселя «Илиотропион, или Сообразование человеческой воли с Божественной».

«Илиотропион» (в переводе означает «подсолнух», растение, которое всегда «смотрит на солнце») посвящен проблеме соотношения человеческой свободы и Божьего промысла. «Воля Божья – святость наша» – все, что приближает нас к Богу, это воля Божья; то, что отдаляет нас от Бога, – воля человеческая, воздействие диавола.

На этот труд опирались многие святые отцы, ведь «Илиотропион» является лучшей системой нравственного богословия, богословской дисциплиной, раскрывающей в систематическом порядке христианское учение о нравственном сознании человека, это система христианской этики, или христианское учение о морали.

В этой книге святитель Иоанн не только помогает нам понять сложные богословские вопросы, но и показывает толкование молитв. Что значит прошение в молитве Господней: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли»? И решает этот вопрос так: прошение это означает не иное что, как то, чтобы люди были подобны ангелам; и как воля Божия последними исполняется беспрекословно на небе, таким же образом и на земле люди да выполняют не свою (личную) волю, но Божию. О деятельности святителя стало известно Петру Великому, который принял решение направить Иоанна Максимовича в Сибирь (Тобольск). Цель царя-реформатора была понятна: именно такой человек – просвещенный, неравнодушный подвижник – сможет осознать насущность поставленных задач и решить их. Иоанн принял на себя это назначение с большим желанием.

Распространять веру православную, вести просветительскую и миссионерскую деятельность – не было для него более важной задачи. Не остановило святителя даже то, что по церковному преданию, это была негласная ссылка по доносу князя Александра Меньшикова. Святитель Иоанн с улыбкой пророчески произнес: «Моя дорога в Сибирь длинна, а его будет длиннее». По приезду в Тобольск, митрополит Иоанн вел жизнь постническую и уединенную, по большей части оставаясь в своей келии для молитвы или написания душеспасительных сочинений. Он отличался смирением и кротостью, оказывал помощь, скрывая свое участие, сиротам и вдовам, всем страждущим. Всего 4 года было отведено служению святителя Иоанна в Тобольске, но за этот короткий срок он сделал очень много для распространения веры на окраине империи Российской: внес большой вклад в строительство храмов, помогал содержать богадельни в Тобольске, где находили пропитание и кров люди больные и немощные, особо поддерживал славяно-латинскую школу, основанную его предшественником святителем Филофеем (Лещинским). В этой школе по благословению Иоанна, митрополита Тобольского, обучались не только дети русских переселенцев, но и дети из семей коренных сибирских народов.

Особенно понравились мне выдержки из книги святителя Иоанна «Илиотропион». «Если Бог сотворил не только небо и землю, но и все, что в них, следовательно, и тебя; мало того, что тебя, – но и птиц и т.д. – все это Бог сотворил и обо всем имеет попечение и радение. Не говорите же: «Я не принадлежу Богу!» Ему принадлежит и душа твоя, и тело твое, ибо то и другое сотворил Бог. Скажешь, Слово Божье не числит непосредственно меня в бесчисленном множестве – тебя ли не числит Тот, Кем и волосы головы твоей пересчитаны? Говоришь: «Весьма часто бываем мы так угнетены бедствиями, и лишены всякой утехи и помощи, что неудивительно, когда по временам впадаем в малодушие», – на это дает ответ тот же блаженный Августин: «Чтобы ни случилось, неугодное нашей воле, да будет тебе известно: все случается по воле Божьей, по Его промыслу, по Его мановению (указанию), и по Его приказанию (закону). Тысячекратно следует повторять слова Иова: «Не из праха выходит горе, и не из земли вырастает беда». Таким образом, размышляя, убойся своих грехопадений и страшись Праведного Судьи, воздающего каждому по делам его. Не прилепляясь сердцем к земному, возносясь выше него, возложи все упование свое на Единого Бога, и будь, без всяких сомнений, уверен, что всякие происшествия и приключения будут споспешествовать тебе к лучшему: ибо кто уповал (верил) на Господа и был постыжен? (Сир. 2, 10). «Блаженны все, уповающие на Него». Все бывает и существует свыше. То, что баснописцы, а также и простецы, признают за случай, счастье или несчастье, мы отрицаем, а разумно признаем и исповедуем превысочайшее Божье провидение, которого пути хотя и сокровенны, но весьма справедливы. «В полу бросается жребий, но все решение его – от Господа» (Притч. 16, 33). Царь Давид с полной верой возгласил: «А я на Тебя, Господи, уповаю; я говорю: Ты – мой Бог. В Твоей руке дни мои» (Пс. 30, 15, 16). Все перемены жизни и смерти происходят от Твоего провидения и благоволения. Я не проживу здесь более времени, Тобой мне назначенного, и не умру, пока Тебе не будет угодно прекратить дни мои. Мой жребий жизни и смерти находится в Твоих руках: все держится и преуспевает Твоей помощью, Твоим благоволением. Также и диаволы немного могут вредить нам, кроме того, что они, своими превращениями в низших тварей, как, например, в зверей, могут смущать и устрашать нас. Но Бог держит их связанными, как диких псов, так что они, кроме Божьего попущения, ничтожны, и ничем не могут вредить, и до такой степени связаны, что не могут войти в свиней без позволения Божьего. Таким образом, все заключено в пределы Божьего провидения».

Изучая книгу святителя Иоанна, я, пожалуй, впервые осознал, почему летний лагерь в нашей гимназии называется «Илиотропион». Здесь, в нашем лагере, дети не только отдыхают и веселятся, но и духовно обогащаются, учатся сообразовать свою волю с волей Божьей.

Книга «Илиотропион» похожа на большую проповедь, она построена на жизненных примерах, которые помогают человеку глубже понять суть каждого из нравоучений. Святитель жил по правилам, написанным в книге, и прожил богоугодную и благочестивую жизнь. Именно такую жизнь, сообразную воле Божьей, он желает прожить и нам.

Бицадзе Севастьян,
10 класс Тобольской
православной гимназии.

На фото: торжества
100-летия прославления
святителя Иоанна Тобольского,
г.Тобольск, 23 июня 2016 г.

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.