ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало




Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет


Святой равноапостольный князь Владимир и Крещение Руси

1020 лет крещения Руси: 988 – 2008 гг.

Закончился период духовной катастрофы России. Идёт активно этап духовного возрождения. История отчитывает новые даты - 1020 лет Крещения Руси. Но, чтобы вера в Бога возродилась, окрепла и стала самой сутью русской души, необходимо нам лучше понять самые истоки православной веры, с новой силой оценить духовное значение того апостольского дела, которое совершил князь Владимир, крестив русский народ.

… Постараемся перенестись в те далекие годы и представить себе религиозные вопросы, которые могли волновать князя Владимира, те разговоры, которые велись с друзьями, старшими дружинниками, влиятельными киевлянами и другими сотрудниками молодого, энергичного, одаренного недюжинными способностями князя.

Хазары - мощное царство с иудейской религией. Иудейство насыщено древними традициями. Вся жизнь там, общественная и семейная, регулируется писаными правилами и протекает по разработанным до мелочей ритуалам. Там человек скован порядком, утвержденным веками. Человеку указано, что разрешено есть и пить, когда следует работать, а когда нельзя, на ком разрешается жениться, с кем дружить, а с кем нет. Исполняя свои ритуалы, они считают себя праведниками и заявляют, что они избранный народ! А кем же будем мы, славяне, если примем иудейство? Какое право имеют они, будучи мстительными, считать себя избранным народом?

У мусульман - вера в единого Бога и его пророка, Магомета. Они говорят, что каждому человеку при рождении предопределена судьба. Значит, делай, что хочешь, даже грабь и убивай, - все равно попадешь в рай, если тебе так на роду написано. А если будешь убивать «неверных», то обязательно попадешь в рай. Месть у них одобряется, и вошла в традицию. Если мы, славяне, примем их веру, то сколько вражды и убийств начнется между отдельными людьми и племенами! Месть же, которую и некоторые из наших допускают, надо искоренить, вырвать из народной веры (уже при Ярославе Мудром, сыне Владимира Святого, в «Русской Правде», кровавая месть была заменена денежным штрафом). Далее, у мусульман весь день расписан по строгим правилам: тогда-то полагается молиться, тогда-то мыться, то-то есть, и, главное, - вина не пить. Можно ли эти чуждые обычаи прививать нашему народу?

Христианское учение говорит о любви, о едином Боге, создавшем мир и человека. Бог любит людей, как Своих детей, и требует от них любить друг друга, помогать, заботиться, а не мстить! Это понятно славянам. Бог требует любить не только ближних, но и врагов! Не всем славянам это сейчас понятно, но со временем поймут, что только так можно жить в мире друг с другом и со всеми! Христианский Бог дал заповеди Своим детям - людям. Исполняя заповеди, человек становится праведным, имея надежду попасть в рай. В христианстве важно исполнение заповедей, а не обычаев и ритуалов! Значит, человек своим стремлением к добру может стать угодным Богу! Человек сам хозяин своей судьбы, а не рок. Вот как возвысил Бог человека, призывая его стать Своим сыном, а не рабом мертвых правил! В христианстве нет никаких предопределений - человек сам себе хозяин. Как это величественно и справедливо!

Заповеди христианские не трудные и очень понятные: люби отца своего и мать; это и у славян всегда было, это они легко примут. Не кради, не убивай, не присваивай чужого - это все тоже очень правильно и понятно! Если исполняешь ты заповеди Божии, получишь награду. Если же лукавишь, ответ придется дать, от которого не увильнешь и не откупишься обрядами. Твои судьи - совесть и Бог, Который все видит и знает! От суда своей совести не уйдешь! Перед Богом можно каяться и просить прощения! Далее, христианство учит человека сдерживать свои плохие наклонности, отказываться от того, что хочется, во имя заботы о других и о семье. Такие люди, воспитанные христианской верой, умеющие властвовать над своими желаниями и страстями, с закаленным характером, с твердой волей, нужны нашей державе. Им можно доверять!

Отказаться от многоженства во имя сплоченной семьи? Я сам это сделаю, чтобы показать пример другим. Без крепкой семьи не может быть крепкого государства. Семья - это основная ячейка в государстве. Работать над собой, развивать свои дарования, «свои таланты», как говорит главная христианская книга — Евангелие. Как это правильно и нужно каждому человеку! У нас много одаренных людей! Они должны учиться, трудиться, совершенствоваться...

Христос проповедует скромность и отрицает гордость. Требует заботы о бедных. Я сам это буду делать. Буду заботиться о несчастных, правильно судить и не гордиться тем, что я князь. Это, как говорит христианство, Бог даровал мне заботиться и печься о нашей державе! Те, западные христиане из Рима, требуют почитания и абсолютного подчинения всем распоряжениям их Римского епископа. Это странно и, конечно, не взято из Евангелия. А латинский язык, кто у нас поймет его - разве у нас своего языка нет? Принять от них веру - значит стать послушными рабами римских владык! Нет, это не для нас!

Решение принять православную, греческую веру, по всей вероятности, Владимир принял года за три или четыре до 988 года. Историки предполагают, что на быстроту этого решения князя Владимира могла повлиять и попытка человеческого жертвоприношения, когда толпа убила двух христиан, жителей Киева, варягов, отца и сына – Феодора и Иоанна. Проповедь отца толпе о христианстве в защиту сына и жестокость толпы могли повлиять на князя.

Во всяком случае, решение Владимира принять православную веру было обдуманное, трезвое, с анализом других доминирующих тогда религий, с полным пониманием, что христианство является единственной полноценной и справедливой религией, отвечающей глубоким запросам славянской души. В этом решении, в этом логичном и практическом анализе преимуществ христианства и выявилась первая заслуга князя Владимира.

Но принятие новой веры было таким важным событием, что Владимир не хотел его проводить в жизнь одним своим распоряжением. Для успеха дела необходимо было, чтобы его ближайшие помощники, да и весь народ убедились, какая вера лучше. Так Владимир и сделал! Дальнейшие события показали, что отправка послов в разные страны для сравнения вер и приглашение посланцев в Киев было правильным решением Владимира, и в них заключается его вторая заслуга. Веры рассмотрены, выбор сделан: примем христианство от греков, из Царьграда! Но действовать надо осторожно, чтобы греки не стали злоупотреблять своим преимуществом над нами. Как же поступить?.. Если я женюсь на сестре царей Константина и Василия, тогда (как вы, мои други, говорите) я стану равным обоим Цареградским царям, породнюсь с ними, стану их братом! Кроме того, в Римской империи правит сейчас их другая сестра - Феофано. Ее муж, Отон Второй, умер, а она правит за малолетнего их сына, императора Отона Третьего. Значит, я породнюсь со всеми тремя царями и возведу Русскую Землю на высоту Царства! Тогда и с нами придется им считаться!.. Надо добиваться руки царевны Анны! И князь Владимир добился! В этом его третья заслуга. Не какие-то далекие племена славян, жившие по лесам, были крещены греками, а великая держава, со столицей в Киеве, с ее правителем князем Владимиром, добровольно перешла в христианство и стала, в известной мере, союзницей Византии, а Владимир стал братом трех императоров.

Здесь надо упомянуть, что за год до Крещения Руси, в Византии, в Малой Азии, вспыхнуло восстание Фоки Варды. По просьбе царей князь Владимир отправил из Киева на помощь грекам шеститысячный отряд варягов. Этим он помог царям и легко освободился от ненужных теперь Киеву наемников.

Владимиру не легко было добиться женитьбы на царевне Анне. Императоры не хотели выдавать сестру за киевского князя. Пришлось князю пойти походом на Корсунь, осадить и взять эту крепость. После этого опять начались переговоры, но теперь уже Владимир требовал прибытия царевны Анны в Корсунь. Он обещал, что крестится, женится на Анне и только после этого отдаст Корсунь грекам. Цари согласились. Так и произошло. Князь Владимир крестился, и дружина также крестилась с ним в Корсуне. Некоторые историки упоминают, что Владимир в Корсуне заболел глазной болезнью и начал слепнуть, но после крещения чудесно выздоровел. Это чудо окончательно убедило князя в том, что его делу крещения себя и киевлян благоволит Господь, Который подобным чудом призвал ап. Павла для проповеди язычникам.

При крещении Владимир был наречен Василием, а его двоюродный брат, сын Добрыни - Константином, по именам греческих Царей. После этого Владимир женился на царевне Анне и увез ее в Киев. Задуманный план был исполнен. Теперь можно было приступить к самому важному - Крещению Руси! В это время кн. Владимиру было 25 лет. Успехи молодого князя были изумительны! Вернувшись в Киев, кн. Владимир крестил своих детей и тогда начались регулярные проповеди христианской веры. Их вели и сам князь, и греческие священники, особенно из Корсуни, говорившие на славянском языке, и болгарские священники с реки Дуная, и те дружинники, которые давно приняли христианство. Говорили, вероятно, о Всемогущем Боге-Творце, о любви к ближнему и ко врагам и о том, что только христиане, исполняющие заповеди Божии, могут создать и сохранить мир на земле своим смиренным и кротким поведением и своими молитвами Премудрому и Милостивому Богу. Говорили, вероятно, и о том, как надо молиться, приводя в пример молитву, данную Иисусом Христом, в которой есть такая просьба, связанная с обещанием: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим», т.е. о необходимости милостиво и с любовью подходить ко всем людям. Говорили, конечно, и о «страшном суде», и об участи грешников в аду. Все эти убежденные проповеди должны были западать в душу людям ищущим, а таких в русском народе всегда было много. Спокойный подход, проповеди и убеждения создали такую обстановку, что почти без сопротивления произошло величайшее национальное событие - Крещение Руси в 988 году.

От Крещения Руси в 988 году до смерти кн. Владимира в 1015 году прошло 27 лет! То были годы полного благополучия на Руси. Многие славянские племена, подчиненные единому князю и объединенные проповедью христианства, призывавшего к сотрудничеству и любви друг к другу, жили в мире. Сыновья кн. Владимира подрастали, и отец давал каждому из них в княжение какой-нибудь город и земли вокруг в удел; сам же он принял титул Великого Князя и ему были подчинены все «удельные князья».

Обратим внимание на то, что к христианству князя Владимира вели не мистика и не философия, а реальное и логичное понимание преимуществ христианского учения перед другими религиями и явная польза от него для общественного сознания и роста государства. Эта точная, неоспоримая и обоснованная логика вела его к единственному правильному пути и говорила, что только христианство дает верное направление в жизни и правильную оценку всем человеческим поступкам, желаниям и мыслям.

Это ясное понимание основ и преимуществ христианства является необходимым дополнением к вере в Иисуса Христа, но в последнее время оно у многих утеряно.

В истории личность великого князя Владимира-Василия Святославовича выделяется на фоне других правителей, благодаря свойственным ему мудрости, доброте, справедливости, заботе об огромном государстве, благоустройстве дел, связанных с недавно возникшей церковью, умелым и дипломатическим подходом к греческому влиянию на русскую церковь, разумным и твердым отношением к соседям, а, главное, - милостивому, сердечному и доброму отношению к окружающим людям, в том числе и к бедным и обездоленным. За эти ярко выделявшиеся черты его характера и за то, что он привел русский народ к свету Христианства, Русская Церковь причислила его к лику святых со званием Равноапостольного. Народ же за его доброту и ласку прозвал его «Владимир-Красное Солнышко» и складывал про него былины!

Епископ Александр (Милеант)


Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.