ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет





сторический факт Воскресения Христова, как и все Его учение, подвергался критике многих ученых людей. Первою по времени является та басня, которую должны были распространять подкупленные иудейскими первосвященниками стражи, после того как они в испуге рассказали о бывшем у гроба землетрясении, отвалении камня и явлении молниеносного Ангела. Басня эта состояла в том, «что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда мы спали» (Матф. 28:13). Если воины спали, то не могли видеть, а если видели, значит, не спали. В таком случае они не дали бы возможности Апостолам совершить «похищение», напротив, задержали бы похитителей и представили бы начальству. На самом деле, если бы ученики украли тело Спасителя, то надо было тотчас же привлечь их к суду, уличить их показаниями воинов и тем воспрепятствовать их проповеди.

Не может быть, чтобы враги Христовы оставили слова воинов без проверки. Они, конечно, не преминули тщательно, хотя и негласно, убедиться в справедливости слов воинов - первых свидетелей чуда Воскресения. Безусловно, они лично, хотя и не в полном составе синедриона, ходили ко гробу Христа и видели его пустым. Кроме того, могли ли Апостолы, люди мирные, робкие, даже дома сидевшие на запоре «страха ради иудейска» (Иоан. 20:19) и безоружные, решиться на такое дерзкое, смелое и притом же бесцельное предприятие, как похищение тела из-под носа стражи?

Мысль о похищении прежде всего явилась у самих Апостолов, когда они, позванные Марией Магдалиной, разделяли ее опасения и думали о похищении тела врагами для нового надругательства над Ним. Но, войдя в пещеру гроба, Апостолы увидели, что гроб хотя и пуст, но не после похищения. Ибо если бы похитители взяли тело Иисуса Христа, то взяли бы его с пеленами, или же порвали бы и в беспорядке побросали все, покрывавшее его. Но пелены лежали свернутыми и сударь, длинный узкий плат, обвивавший голову, не с пеленами лежал, но «особо свитый на другом месте» (Иоан. 20:7).

Другая гипотеза о летаргическом сне и об экскудативном плеврите (в объяснение воды, вышедшей из бока), которая принадлежит либеральному немецкому теологу первой половины XIX века Шлейермахеру. Согласно этой гипотезе, Христос на Кресте впал в летаргический сон, а попав во гроб, где было холодно и сыро, пришел в чувство.

Он поднялся, и хотя еще слабый, пытался выйти из пещеры. Его крик и стуки испугали стражу, она бежала. Воспользовавшись бегством стражи, садовник или кто-либо из учеников отвалил камень и дал Ему возможность выйти из гроба. 40 дней Иисус Христос провел в обществе учеников, а потом, вернее всего от плеврита, скончался. Евангелия говорят, что из прободенного ребра Господа вытекла кровь и вода. С медицинской точки зрения явление это указывает на паралич сердца, т.е. на бесспорную смерть. Но если бы даже в Иисусе Христе и осталась жизнь, то при недостатке дыхания от плотно завязанной, пропитанной ароматами плащаницы, прекращающей доступ воздуха, она должна была прекратиться. Слабый и измученный, едва ли был бы в состоянии поколебать камень и произвести крик и стуки, чтобы напугать стражу. Евангелия довольно подробно говорят о беседах Иисуса Христа, о радости, которою Он наполнил сердца учеников Своих еще более, чем при жизни, о хождении с учениками дальнею дорогою и т.д. Похоже ли все это сколько-нибудь на очнувшегося от обморока или смертельно больного?

Кроме того, рассматриваемая теория несостоятельна и нравственно, потому что она предполагает со стороны Самого Христа ложь и обман, что противоречит нравственному облику Иисуса Христа, запечатленному в Евангелии. Другая теория - «визионерная» (от визио - видение), в основу которой кладется такое явление, как массовые галлюцинации, иногда действительно имеющие место. Но и эти объяснения не дают ответа на вопрос, откуда произошла вера учеников в Воскресение — вера, вдохновившая и на апостольскую проповедь, и на мученичество. Без признания факта Воскресения невозможно дать логическое объяснение всем последующим событиям церковной истории.

Для того, чтобы обмануться, увидеть то, чего нет, нужно именно ждать Воскресшего, верить, что Воскресение Его близко и будет. У кого из Апостолов была эта вера? Когда Мария Магдалина и другие женщины идут ко гробу, то они думают: «кто отвалит нам камень?» (Марк. 16:3). Когда Мария Магдалина увидела, что гроб пуст, у нее не явилось и мысли о Воскресении. Даже когда она видит Господа, она не узнает Его. Почему? Она уверена, что мертвые не воскресают. Точно так же и Апостолы. Когда им приносят известие: Он жив, Он воскрес, - «показались им слова их пустыми, и не поверили им» (Лук. 24:11). Фома не только не верует, когда видит, но ему еще надо осязать, «пощупать руками» (Иоан. 20, 27).

Как утверждают специалисты, галлюцинации бывают чаще зрительных или слуховых ощущений, реже - соединение тех и других, и совсем редки галлюцинации в области поверочного чувства, осязания. Чтобы все эти три чувства разом галлюционировали, и по меньшей мере у десяти, одиннадцати человек, и даже у 500, и чтобы печеная рыба и мед поглощались кем-то и исчезали, как передает Евангелие (Лук. 24:42) - таких галлюцинаций история еще не знала и не знает...

Почему Иисус Христос по Воскресении не явился между иудеями всенародно? Св. Иоанн Златоуст объясняет это тем, что появление Воскресшего Господа было бы бесполезно для иудеев и что если бы сим способом можно было бы обратить их, то без сомнения Господь не отказал бы в нем иудеям. Но последствия воскрешения Им Лазаря говорят совсем противное: иудеи стали искать случая убить не только Иисуса Христа, но и Лазаря. Если бы Христос по Воскресении явился иудеям, они тем или иным способом решились бы на новое Богоубийство...

Самое сильное доказательство факта Воскресения Христова есть тот грандиозный переворот, который он произвел в Апостолах, а через них и во всей Вселенной. На нем держится вся культура последних двух тысяч лет. Невозможно допустить, чтобы одно воображение могло принести с собой столь великое и доброе.

Телесное Воскресение из мертвых Спасителя есть исторически реальный факт. Каковы доказательства реальности Воскресения? Прежде всего — пустота гроба. Сама по себе пустота гроба не была бы серьезным аргументом в пользу Воскресения, если бы во гробе не остались погребальные одежды, поскольку снять эти одежды с тела умершего было практически невозможно. Именно это обстоятельство и заставило Иоанна Богослова уверовать в действительность Воскресения (Ин. 20:6-8).

Кроме пустоты гроба и наличия погребальных одежд, действительность Воскресения подтверждается многочисленными явлениями Воскресшего ученикам:

• Утром в Воскресенье Марии Магдалине (Мр. 16:9).
• Тогда же женщинам, идущим от гроба (Мф. 28:9).
• Петру вблизи Иерусалима (Лук. 24:34; 1Кор. 15:5).
• 2 ученикам, шедшим в Еммаус (Лук. 24:13).
• Вечером Воскресения Апостолам, кроме Фомы (Ин.20:19).
• Через неделю вечером всем Апостолам (Ин. 20:26).
• Через несколько дней при море Тивериадском 7-ми ученикам (Ин. 21:1-3).
• Немного спустя - на горе близ Галилеи 11 Апостолам (Мф. 28:11).
• 500-ам верующим (1Кор. 15:6).
• Брату Своему «по плоти» - Иакову и всем Апостолам (1Кор. 15:7).
• Во время Вознесения на горе Елеонской всем Апостолам (Лук. 24:50).
• Апостолу Павлу (1Кор. 9:1; 15:8).
• Первомученику архидиакону Стефану (Деян. 7:55).
• До Вознесения в течение 40 дней, с разъяснением Царства Божия (Деян. 1:3).

Кроме того, Христос предсказывал о Воскресении Своем (Мф. 16:21; 20:19; Мк. 9:9) и Воскресший Сам свидетельствует об этом событии (Лук. 24:46), показывая руки и ноги, с ранами от пригвождения ко кресту (Лук. 24:40). После Воскресения Он ест и пьет с учениками (Лук. 24, 42), дает наставления (Мф. 28:18; Мк. 16:15; Лук. 24:17; Ин. 21:15; 20:21; Деян. 1:7), путешествует с Апостолами (Лук. 21:15).

О воскресении Христа говорят Ангелы (Мф. 28:6; Мк.16:6; Лук. 24:6).

И это событие подтверждают римские воины, караулившие гроб (Мф. 28:11).

Апостолы называют себя свидетелями Воскресения Христа (Деян. 2:32; 10:39) и этот действительный исторический факт они полагают в основу всей своей проповеди (Деян. 2:22; 3:26; 4:10; 10:39). И в то же время особенно показательно, что Апостолы не излагают самый момент Воскресе- ния Христа. Потому что сами говорят: «Что мы слышали, что видели своими очами,... и что осязали руки наши... мы возвещаем вам...» (1посл. Иоан, 1:1-3). Апостолы не могли видеть, они скрывались и запирались в домах своих. Вот почему ни в одном из четырех Евангелий нет описания самого момента Воскресения, хотя при этом подробно изложены все события, предшествовавшие Воскресению и подробно изложены события после Воскресения.

Сами Апостолы говорят: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна (напрасна), тщетна и вера Ваша»; «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (то есть Он есть начало нашего будущего воскресения) (1Кор. 15:14, 20).

Составлено по книге «Закон Божий»
протоиерея Серафима Слободского






Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.