ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало




Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет



Певец Евангельского света. А.И. Куинджи

Портрет А. Куинджи работы И. Крамского, 1872 г.

Архип Иванович Куинджи (1842- 1910 гг.) – явление необычайное в художественном мире; в сонме выдающихся русских художников его имя стоит особняком. В чем же секрет его творчества? Почему его картины наполнены каким-то особым очарованием, и от них невозможно отвести глаз?

Куинджи пишет так, как никто до него не писал; главное в его полотнах свет. «Лунная ночь на Днепре», «Березовая роща», «После дождя», «Закат», «Радуга» – везде главенствует свет. Но это не просто свет, это свет Божественный, свет Евангельский.

Художник пишет Божий мир, Божию природу, которая одухотворена присутствием Создателя, он пишет Божию красоту. Что бы ни создавал Куинджи – то ли утро, то ли полдень, то ли закат, то ли ночь, – в каждом мазке, в каждом штрихе присутствует свет, именно он, свет, выполняет главную роль, придает картине то неуловимое очарование, без которого она просто не существует.

Куинджи – глубоко верующий человек, это ощущается в каждой его работе; он поставил перед собой задачу, а точнее, сверхзадачу, которая кажется невыполнимой, – передать через то или иное полотно состояние человеческой души. Вот, например, картина «Днепр утром»; в ее «подтексте» легко «прочитать» радужное, возвышенное, ликующее состояние человеческой души на пороге только начинающейся жизни.

Другая, небольшая по размеру, работа – «Сосна»; она освещена яркими солнечными лучами, но не вся – отдельные ее части закрыты густыми ветвями, и солнечный свет туда не проникает, – разве не «читается» здесь человеческая душа, которая то радуется, то приходит в отчаяние, то ликует, то омрачается искушениями? Еще одна сосна; она стоит, и стоит крепко, на срезе обрыва; ее держат толстые корни, которые прямо-таки впились в крутой обрыв. О чем хотел сказать художник, написав эту героиню-сосну? Может быть, о том, что человеку, у которого есть глубокая православная вера, ничто не грозит, он не заблудится в жизни, и никакие вражьи искушения ему не страшны? А может быть, здесь есть аналогия с матушкой-Россией, которую держат надежные православные «корни»? В картине «Осень» я также «прочитал» духовный «подтекст»: жизнь пожилого человека, несмотря на годы, не покидают вспышки радости, открытий, вдохновения, творческих озарений.

Художник написал довольно много картин, на которых изображены горные вершины: «Эльбрус днем», «Казбек», «Вершина Эльбруса, освещенная солнцем», «Горы», «Снежные вершины. Кав«Христос в Гефсиманском саду» – вершина творчества Архипа Куинджи. Он долго вынашивал эту работу, обдумывал, искал духовный ключ к ее решению и, в конце концов, нашел его. На мой взгляд, это произошло в тот момент, когда художник прочитал евангельские слова: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1, 5).

Христос вошел в темный Гефсиманский сад; непроглядная ночь, луны не видно, деревья, кусты, аллея – все погружено в немую темноту; среди деревьев и кустов спрятались враги, вооруженные кольями и дубинами, пиками и мечами; их возглавляет Иуда Искариот, он привел их сюда для того, чтобы они схватили Христа и повели на Голгофу; он сейчас подойдет к Нему и поцелует Его – это тот знак, по которому они должны накинуться на Него.

Христос все знает, Он знает, что Его ждет через минуту-другую; Он спокоен, как может быть спокоен в минуту опасности только Господь Бог; Он велик в эти мгновения, как велик и всегда. В картине только один источник света – это Сам Иисус Христос. Не нужна луна, не нужны звезды, не нужны светильники – все освещает Христос.

Архип Куинджи – это Николай Гоголь в живописи. Как у Гоголя все или почти все произведения несут в себе евангельскую «начинку», так и у Куинджи все полотна (за редким исключением) озарены евангельским светом.

Оба художника прекрасно знали Священное Писание; они были настоящими христианами, для которых слово Божие было не пустым звуком, но самой жизнью. Куинджи постоянно занимался благотворительностью, это было потребностью его чуткой христианской души; к нему мог обратиться за денежной помощью любой человек, и он никому не отказывал. Продав собственный дом, он повез двенадцать молодых художников в Европу, чтобы познакомить их с лучшими достижениями мировой живописи. Эта поездка обошлась ему в сто тысяч (!) рублей – сумму для того времени громадную.

Художник очень любил Крым; в 1886 году он купил большой участок земли вблизи Симеиза, в урочище Кацивели; ему принадлежала километровая полоса пляжа и пологий, покрытый дикими зарослями склон. Художник приезжал на свою южную дачу каждый год и подолгу здесь жил. На крымском материале он создал серию чудесных картин («Лунная ночь на море», «Море с парусным кораблем», «Ай-Петри», «Прибой» и многие другие).

«Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8, 12) – эти слова Господа Иисуса Христа можно смело поставить в качестве эпиграфа ко всему творчеству замечательного художника.

Вид на Москву с Воробьевых гор, 1882 г.

Эльбрус вечером

Волны

Облако

Вид на Москворецкий мост, Кремль и храм Василия Блаженного

Березовая роща

Ай-Петри, Крым

Христос в Гефсиманском саду

Сосна на обрыве


Николай Кокухин,
член Союза писателей России,
г. Москва


Наверх

© Православный просветитель
2008-19 гг.