ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало




Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет


Новая Одесса – родина епископа Гермогена Тобольского


Чертеж Георгиевской церкви селения Новая Одесса,
утвержденный 13 февраля 1837 года.
Оригинал документа хранится в Российском
Государственном военно-историческом архиве
(Москва)

Автор этой статьи протоиерей Александр Чурсин с 2005 по 2014 гг. служил настоятелем в Свято-Ольгинском храме г. Новая Одесса Николаевской области Украины, автор нескольких книг о храмах Новоодесского района. Свято-Ольгинский храм, открытый в 1996 г., расположен через дорогу от места, где до 30-х годов ХХ века находился Свято-Георгиевский храм (на его месте сейчас школа) и где служил диаконом Ефрем Павлович Долганев – отец будущих священномучеников Гермогена и Ефрема, а маму их звали Варвара Исидоровна.

С житием священномученика Гермогена, епископа Тобольского и Сибирского, знакомы многие верующие. Мне, как и многим, изучившим житие этого святого, врезался в память духовный подвиг человека, за Христа принявшего поругание, муки и кончину. В те далекие годы первой половины ХХ столетия множество людей предстало перед выбором: предать Христа или до последнего своего вздоха исповедовать его.

Совсем недавно обстоятельства заставили по-новому перечитать его житие. В июле этого года прихожане Свято-Ольгинского храма (г. Новая Одесса Николаевской области Украины) прислали мне фотокопию майского номера газеты «Голос Православия», выпущенной Николаевской епархией Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Почти всю шестую страницу занимает статья «Священномученик Гермоген – святой из Новой Одессы».

Также мои бывшие прихожане сообщили, что данная статья является продолжением поисков священнослужителей и церковнослужителей, несших свои труды в храмах Николаевской епархии. Все это не могло меня не заинтересовать: пришлось вновь поднять домашние архивы, собирать которые начал еще в 2005 году на территории Украины.

Обратимся к житию священномученика Гермогена. «Священномученик Гермоген (в миру Георгий Ефремович Долганев), епископ Тобольский и Сибирский, родился 25 апреля 1858 года в семье единоверческого священника (выделено автором – прим. ред.) Херсонской епархии, впоследствии принявшего монашество. Он окончил полный курс юридического факультета в Новороссийске, здесь же прошел курсы математического и историко-филологического факультетов. Затем Георгий поступает в Санкт-Петербургскую духовную академию, где и принимает монашество с именем Гермоген. 15 марта 1892 года он становится иеромонахом».

Единственное сохранившееся фото Свято-Георгиевского храма
на выпускной виньетке 1913 г.

А вот что написано в газете «Голос Православия»: «У нас на Николаевщине есть также святой, который был прославлен на архиерейском юбилейном Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году. Это епископ Ермоген (Гермоген) Тобольский и Сибирский. Также прославлен в лике святых его родной брат – протоиерей Ефрем Долганев (в другой транскрипции – Долганов). В миру владыку Ермогена звали Георгий, и родился он в семье единоверческого священника в поселке Новая Одесса, тогда еще Херсонской губернии. Единоверцами называли старообрядцев, которые восстановили каноническую связь с Русской Православной Церковью и, фактически, являлись и продолжают являться ее частью. Епископ Ермоген родился 25 апреля 1858 года, а отец Ефрем 28 января 1874 года в с. Петровки Херсонской губернии. О ревностной вере родителей будущих священномучеников свидетельствует тот факт, что их отец (батюшка Ефрем) впоследствии принял монашество».

История Свято-Георгиевского храма

На месте современной Новой Одессы до 1776 года располагалось с. Алексеевское (основано в конце XVII – начале XVIII вв.). Первыми его поселенцами были старообрядцы. После присоединения территории Левобережья Днепра к Российской империи на этом месте было основано село Федоровка в честь казачьего атамана Федора Осадчего. В 1832 году Федоровка указом государя-императора переименована в Новую Одессу.

Во времена проживания старообрядцев на территории с. Алексеевского располагалась построенная ими часовня. Во время русско-турецкой войны, при приближении российской армии, старообрядцы спешно покинули село, переселившись на правый берег Днепра. После основания казаками с. Федоровки в часовне начали совершаться православные богослужения.

Метрическая книга Георгиевского храма за 1865 год.
С собственноручной подписью диакона Ефрема Долганева

31 марта 1786 года был издан «Указ Славенской духовной консистории о назначении в деревню Федоровку священника Феодосия Якубовича».

Прошло время, первая деревянная часовня была перестроена в деревянную церковь. Со временем она обветшала, был необходим ее капитальный ремонт, о чем говорится в «Указе Екатеринославской духовной консистории о восстановлении Георгиевской церкви в станице Федоровке» 1805 года.

Неизвестно, чем закончился ремонт в церкви, но уже в 1807 году была заложена новая каменная церковь на месте деревянной. И, наконец, 2 мая 1812 года в Херсонское духовное правление поступил рапорт об окончании строительства церкви за подписью священника Жоховского и старосты Табакаря. Новопостроенная церковь получила именование Свято-Георгиевской в честь великомученика Георгия Победоносца.

С этого момента в Федоровке появилась капитальная каменная церковь, к которой в 1822 году была достроена колокольня.

Увеличенный фрагмент подписи из другого документа

Во время инвентаризации, которая проводилась по распоряжению главного командира Черноморского флота и военного губернатора Николаева и Севастополя адмирала Михаила Петровича Лазарева, был составлен чертеж этой церкви, утвержденный 13 февраля 1837 года. Размеры церкви в переводе из саженей в метры: длина около 30 м, ширина около 10 м, высота колокольни около 25 м.

Вот в этой церкви и служил сначала псаломщиком, а позднее с 1855 г. диаконом Ефрем Долганев. Подтверждением чему являются метрические книги, датированные 1863 и 1865 годами. С 1866 г. экстракты и прочие документы подписывали уже другие священнослужители, исходя из этого можно предположить, что отец Ефрем был переведен на другое место служения.

Именно тут прошло детство будущего священномученика Гермогена, епископа Тобольского и Сибирского, родившегося в 1858 году.

Протоиерей Александр Чурсин,
настоятель Покровского храма г. Ишима

Таким образом, мы можем внести исправление в житие священномученика Гермогена: родился он в семье диакона Ефрема Долганева (написание фамилии именно через «е», а не «о», как видно из собственноручных подписей в документах на фото). Также можно предположить, что в Свято-Георгиевском храме было совершено крещение младенца Георгия – будущего священномученика Гермогена Тобольского. Его отец Ефрем стал впоследствии священником, но на момент рождения сына Георгия он был еще диаконом и служил именно в этом храме.

Учитывая, что Георгиевский храм в Новой Одессе строится на государственные средства, также можно сделать вывод, что церковь эта была православной, а не единоверческой. Кроме того, на основании церковных документов можно судить об огромной разнице в организации медицинской помощи и в науке в середине XIX века и в наше время, а также о положительной демографии.

В «Экстракте» за 1863 год мы видим, что количество рожденных за год детей составило 173 человека. Из умерших за год 132 жителей Новой Одессы ровно половина – это дети от 0 до 5 лет. И из этих 66 детей большая часть – 37 – это младенцы до года!

Таким образом, несмотря на невообразимо большую детскую смертность, при относительно небольшом населении города Новая Одесса (несколько тысяч человек) естественный прирост населения здесь – 41 человек. Сейчас, при совершенно небольшой младенческой смертности, о такой демографии можно только мечтать.

Обратим внимание, что за этот же год было создано всего 20 семей. Несложно посчитать (если этот год, конечно, не отличался принципиально от других), что в среднем женщина в середине XIX века рожала в течение жизни по 8-9 детей (173/20=8,65).

От редакции

Макет Георгиевского храма, изготовленный из пластика по указанному выше чертежу о. А. Чурсиным

Экстракт (статистические сведения о родившихся, браком сочетавшихся и умерших) за 1863 год. Составлялся на последних листах метрической книги за год. Под ним ставили свои подписи все штатные священнослужители храма, заверяя своими подписями верность указанных в данной книге сведений. Страницы книг нумеровались и сшивались. Один экземпляр сдавался в духовную консисторию на вечное хранение.


Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.