ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало




Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет



Образ святого Георгия Победоносца на экслибрисах

Экслибрис – книжный знак, наносимый владельцем книги на внутреннюю часть переплета. Как правило, экслибрис содержит имя и фамилию владельца книги (или же инициалы) и рисунок, образно представляющий его профессию, интересы, книжные предпочтения. Родиной экслибриса считается Германия, а его история ведет отсчет практически с изобретения книгопечатания.

В настоящее время искусство экслибриса переживает второе рождение. Специалисты справедливо отмечают, что из особой художественно оформленной книговладельческой марки экслибрис превращается в уникальный творческий сувенир. Интерес к этому виду искусства проявляют самые разные люди, даже очень занятые. Каждый книжный знак несет отпечаток личности художника-творца, но он также отражает и личность заказчика, владельца экслибриса. Среди этих миниатюр встречаются настоящие произведения искусства.

Нередко на таких книжных знаках находят отражение образы святых. И, как правило, это свидетельствует об особом интересе владельца экслибриса к образу изображенного святого.

Образ святого Георгия Победоносца на экслибрисах нередко встречается как в России, так и за рубежом. Неудивительно, что на экслибрисе такого всемирно известного деятеля как Уинстон Черчилль присутствует образ этого святого. Черчилль дважды был главой правительства Англии, а эта страна считает себя находящейся под покровительством святого Георгия.








Излюбленный сюжет для мастеров экслибриса по этой теме – «Чудо Георгия о змие». Поражает, как привычное изображение – всадник поражает змея – удается отобразить в таком множестве вариаций. Такое многообразие свидетельствует о стремлении художников глубоко проникнуть в образ святого. Ярким подтверждением сказанному является прошедшая в 1998 году в Италии первая Международная биеннале (проводимая раз в два года) выставка экслибрисов, посвященных образу святого Георгия. Участниками столь интересного культурного мероприятия стали 327 художников из 31 страны. Чем объяснить столь очевидный интерес?

Вполне уместным представляется вспомнить суждение писателя Гилберта Честертона в его статье «Битва с драконом»: «Святой Георгий – только служитель, а дракон – только символ, но поединок их – правда. Тайна Христа и Его власти над бесами выражена в нем».

Организаторы выставки экслибрисов издали прекрасный каталог с работами участников. Наверное, это единственное подобное издание в мире. В предисловии к каталогу экслибрисов с образом святого Георгия президент коммуны Монтана Ингуана, где проходила выставка, Сандро Пиккардо писал: «Причины, по которым мы решили посвятить это первое издание святому Георгию, это две: во-первых, потому, что Святой Георгий – покровитель Генуи, поэтому важно дать географический оттенок нашей Биеннале; во-вторых, потому, что он – святой покровитель книг, чей Всемирный день празднования был объявлен ЮНЕСКО 23 апреля по предложению Испании».




Необходимо дать пояснения к последнему высказыванию. В испанской провинции Каталония, считающей себя под покровительством святого Георгия, в день памяти святого 23 апреля (в России также день памяти вмч. Георгия 23 апреля по старому, 6 мая по новому стилю – прим. ред.) традиционно проводились литературные соревнования. Призом для победителей являлись цветы. По предложению одного барселонского книготорговца в 1926 году в Каталонии этот день был объявлен Днем книги и розы. Этот день совпадает также с днем смерти классиков мировой литературы – Мигеля Сервантеса и Уильяма Шекспира. В 1995 году ЮНЕСКО по предложению Испании объявила каталонский День книги и розы Всемирным днем книги и авторских прав. С тех пор еще 80 стран вместе с испанцами отмечают День книги. На улицах городов появляются сотни палаток, где продаются книги и розы. Женщины в этот день в подарок получают розу, а мужчины – книгу. В Барселоне в этот день большой популярностью пользуется пирог святого Георгия.

Фантазия и техника исполнения участников биеннале поражают. Здесь и традиционные живописные приемы, и техника иконописи, и то, что принято называть авангардом. Если попытаться выделить какие-то общие признаки, то в традициях представителей Западной Европы изображать святого Георгия в образе рыцаря, облаченного в соответствующие доспехи. У художников Восточной Европы, и, в особенности, Украины и России, очевидно стремление представить Георгия Победоносца в иконописной технике или же в образе былинного богатыря.

Среди участников выставки экслибрисов была и наша соотечественница, признанный мастер книжного знака, художник из Санкт-Петербурга Нина Ивановна Казимова. В Тюменской области хорошо известен ее замечательный труд – выполненная по заказу фонда «Возрождение Тобольска» цельногравированная книга «Возвращение Тобольска» с текстом Валентина Распутина.

Н.И. Казимова выполнила книжные знаки для Государственного Эрмитажа, Российской академии художеств, Русского музея, Третьяковской галереи, Российской государственной библиотеки, Царского Села, Пушкинского дома, ряда других известных в России и мире культурных учреждений. Книжный символ от Казимовой получила и Тюменская областная научная библиотека.

Образ святого Георгия имеется и на других экслибрисах Н.И. Казимовой. Георгиевская тема в виде ленточки представлена на экслибрисе народного мэра Севастополя Алексея Чалого.

Для меня Нина Ивановна выполняла книжный знак, не спрашивая каких-либо моих пожеланий. Прочитала мои автобиографические данные, которые я готовил для местной библиотеки, и в итоге на моем экслибрисе появились и герб моего родного города Тюмени, и одно из понравившихся мне изречений из Ветхого Завета: «Вино и музыка веселят сердце, но лучше того и другого любовь к мудрости».

А. Вычугжанин,
лауреат премии
Союза писателей России
«Имперская культура»
имени Эдуарда Володина


Наверх

© Православный просветитель
2008-17 гг.