ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало




Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет



Слово Высокопреосвященного Евгения (Казанцева)


бывшего архиепископа Тобольского и Сибирского, о явлениях и чудесах Иконы Знамения Пресвятой Богородицы, что в Абалацком монастыре Тобольской губернии



Фотография подлинника Абалакской иконы, написанной в 1637 г., в окладе. Из книги прот. А.И. Сулоцкого «Описание наиболее чтимых икон Тобольской епархии». Спб., 1864 г. Эта икона была утрачена в период гражданской войны в России

Сказала единожды Матерь Божия, и исполняется во все времена и во всех землях Ее слово: се бо отныне ублажат мя вси роди (Лук. 1, 48). Вот и небольшая и незнатная весь Абалацкая стала известна не только в Сибири, но и в России, когда благоволила Матерь Божия поставить здесь и прославить свой образ. И когда столь отдаленное место, столь отдаленное время славится чудесами Преблагословенной, не повторяет ли Она и нам того слова: се бо отныне ублажат мя вси роди?

Прославляя знамение образа Ее в Новгороде, задолго прежде явившегося, почтим, православные христиане, Матерь Божию воспоминанием и нашего Чудотворного образа, как и когда он явился и прославился. Хотя известно всем нам, как здешним жителям, сие событие; но что бывает нередко в свете, что дальние знают больше, нежели ближние; дабы не случилось тоже и с вами, – по крайней мере, чтобы вы знали тверже, а с вами и мы, явление и начало сего Чудотворного образа, извлечем из современных сказаний краткое повествование о явлениях, и написании образа, и первых чудесах, коими отверзлась дверь к настоящей его славе.

Сибирь взята Ермаком 1581 года, но по смерти его оставлена; и уже спустя четыре года, а именно 1586 года построены Тюмень и Тобольск. Следовательно ныне (в 1826 г.) от основания Тюмени и Тобольска ровно 240 лет.

1636 года при царе Михаиле Федоровиче, а при Тобольском преосвященном Нектарие, от основания же Тобольска спустя ровно пятьдесят лет устроен, по видению, храм во имя Знамения Богородицы в Абалацком погосте, и потому же видению написан сей местный образ Знамения Богоматери, с предстоящими по сторонам Святителем Николаем и преподобною Мариею. Еще десять лет, слушатели, и исполнился сему Чудотворному образу двести лет.

Была на Абалацком погосте некая вдова Мария, жившая одиноко, а из этого можно полагать, что она была безродная, по крайней мере бездетная. Неизвестно, чья она была жена и чья родом; одно известно, что была благочестива и называлась Мария, а сего для нас и довольно.

Сия то богобоязненная вдовица Мария 1636 года, будучи в своей хижине, видит в тонком сне стоящий на воздухе образ Знамения Пресвятой Богородицы, с изображениями на сторонах святителя Николая чудотворца и преподобной Марии египетской; и слышит от образа глас: Мария, объяви сие видение народу, и скажи, чтобы построили в Абалацком погосте, по правую сторону преображенской, новую деревянную церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы, что в древнем Новгороде, с приделами по одну сторону святителя Николая, по другую преподобной Марии. После сего видение скрылось, и Мария проснулась. Это было первое видение вдовицы Марии, видение доброе, и, как после оказалось, подлинно Божие; но она не смела сказать никому, по человеческой робости.





Спустя несколько времени, уже не во сне, а наяву видит тоже видение с небольшой отменой следующим образом. Шла из своей хижины, и несла в руке хлеб. Вдруг ее покрыло как облако, и она упала в исступлении и ужасе. Вскоре видит на воздухе два образа: один Знамения Богоматери, другой Марии египетской, а святителя Николая как бы живого, в архиерейском облачении стоящего пред образом Богоматери, и говорящего вдовице: Мария, иди, и скажи Абалацким жителям по прежнему видению, чтобы построили церковь, и при том чтобы и лес рубили своими руками, и сами приплавили, и выносили с воды на гору своими руками. А ежели не послушают, то увидят гнев Божий, и не только умрет другой священник, но лучшие из прихожан. После сих слов видение скрылось, и Мария опять не смела объявить его, чтобы не быть осмеянной.

По нескольких днях было ей третье видение, и также наяву. Сидя и занимаясь рукоделием в своей хижине, почувствовала благоухание как бы кадила. Вскоре пришла в прежний ужас, и увидела тоже видение. Святитель говорит ей: для чего не объявляешь видения и повеления: ты сама себе наводишь худо своим неверием. При сих словах повело у нее руки назад, и упала на пол почти без чувств в страданиях. Тогда рекла Матерь Божия: это тяжело, я жалею ее. В ту минуту перестала боль, Мария пришла в себя, и видение скрылось. Мария пошла к духовнику своему и рассказала все три видения, прося его объявить народу. Но духовник не объявил, по неуважению ли, по забвению ли, или чтобы несумнительнее удостовериться в истине и воле Божией.


Крестный ход 20-21 июня 2015 года


Крестный ход 15-16 июня 2016 года

Четвертое видение, которого уже более не могла скрывать вдовица, было следующее. Шла она из Абалака в Тобольск, и подходя к городу, под горою вдруг стала как бы в тумане и мраке, и видит пред собою облако, как столб простирающийся до небеси; а в столбе тоже видение образа Знамения, и образа Марии, и святителя Николая живого на земле. Гневно говорит ей: почто медлишь объявить видение и повеление народу? Есть ли еще замедлишь, то всем телом будешь расслаблена. Если же объявишь, и тебя не послушают, тогда не ты, но они пострадают.

После сего видения вдовица Мария стала всем рассказывать свои видения; и пришедши к Архиепископу Нектарию, объявила при всем соборе; а возвратясь в Абалацкий погост, возвестила всему народу.

Оказалось на деле, что она робела доселе напрасно. Все уважили ее видения, и преосвященный благословил, и прихожане тотчас приступили к строению церкви, и не только прихожане Абалацкие, но и многие Тобольские граждане участвовали в благочестивом подвиге.

Между тем промысл Божий уготовлял в новостроимую, по повелению Божию, церковь и образ, достойный богозданной церкви. Некто крестьянин Евфимий, по прозванию Кока, лежал много лет в расслаблении. Пришел к нему нищий, давно ему знакомый, и видно многими его милостями пользовавшийся, по имени Павел, и говорит Коке: Ефим, слышишь ты, что строится на Абалаке храм по повелению Божию, во имя Знамения Богородицы и святителя Николая и Марии египетской. Дай ты обещание написать этот образ в новую церковь. Может быть Господь, по вере твоей и усердию, простит тебя от болезни твоей. Ефим, выслушал Павла, как ангела Божия, и в тот же день дал обещание написать местный образ. Господь услышал его веру. В тот же день к полудню начал он владеть правою стороною тела.

На другой день посылает к преосвященному, и просит позволения написать образ. Получа благословение, заказывает софийского собора протодиакону Матфию, искуснейшему в то время зографу, то есть, живописцу. И тем временем, как писался образ, Ефим день-от-дня становился крепче. Наконец совершенно выздоровел, и сам пришел к зографу, и принес своими руками в собор, для освящения, написанный по обещанию образ. Преосвященный обрадованный и удивленный совершившимся чудом, сам окропил и отпел молебен соборне; и потом с подобающею честию отпустил в село Абалацкое, для поставления в новопостроенной церкви.

Когда достигли до деревни Шанталыка, где ныне Иоанновский монастырь по речке Шанталыке, то прославил Господь новую икону новым чудом. Крестьянин той деревни, по имени Василий, имел дочь, которая, по долговременной глазной болезни, наконец вовсе ослепла, и уже два года не видела. Услыша, что несут образ, Василий выходит с дочерью в сретение, и припадает со всею верою и слезами. В тоже время, к радости и удивлению отца и всего народа, прозрела девица.

С того времени и доныне, слушатели, вот уже двести с половиною лет исполняется независтно от Чудотворного сего образа чудеса и исцеления многих болезней всем притекающим с верою. Краткость беседы моей не позволяет мне предложить благочестию вашему все чудеса, записанные в хранящейся здесь при церкви книжице. Желающие могут их, для напитания души своей, и слышать, и читать и списывать. А я, в заключение повествования, напомяну вам, по долгу пастырства, что чудеса лиются от образа Пречистой хотя на тела наши, но не для тела только, а главным образом, для души, дабы мы веровали, и боялись Бога, и вели святую жизнь, удаляясь от греха, как от врага Божия. Аминь.


Наверх

© Православный просветитель
2008-17 гг.