ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало




Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет



№ 13. 1-го iюля 1911 г. Отдел неоффицiальный

Третья поездка для обозрения церквей Преосвященнейшего Евсевия, епископа Тобольского и Сибирского (с 25 янв. по 10 февр. 1911 г.).

В прошлом номере мы публиковали повествование о начале путешествия владыки Евсевия, с посещением сел Тобольского района. О следующих далее населенных пунктах по Тоболу и Тавде расскажем в будущих выпусках «Православного просветителя», а сейчас переходим к концу поездки.

…4-го февраля обозрены церкви в селах Каменском и Кулаковском.

В первое село прибыли в половине двенадцатого часа утра. Зажиточное большое село. В 80 гг. прошлого столетия (1880-е – прим. ред.) здесь особенно был силен раскол. Ныне на 4600 душ православного населения насчитывается раскольников до 400 душ обоего пола. Успешно боролся с расколом служивший здесь более 10 лет священник о. Василий Космаков (ныне протоиерей Михайло-Архангельской церкви г. Тюмени). По переводе его в г. Тюмень очень часто, почти ежегодно, менялись здесь священники. И наличные священники служат здесь недавно: о. Василий Касаткин (настоятель) с августа 1908 г. и о. Николай Озеров с июля 1907 г. Половина прихожан, числясь православными, склонны к расколу, – редко посещают храм и исполняют долг исповеди и св. Причастия. Храм каменный, трехпрестольный, содержится в должном порядке. Ризница и утварь вполне достаточны. Ко времени прибытия Владыки, храм и церковная ограда были полны народа. Молебен был отправлен св. праведному Прокопию – храмовому святому (в зимнем храме) при стройном пении хора под управлением учительницы министерского училища г. Калугиной.

После молебна Архипастырь произнес обширное поучение о спасении души, как цели земной жизни человека, и о средствах к тому, почерпаемых в недрах св. православной церкви. Затем испытывал учеников трех приходских школ и не менее часа благословлял народ. В село Кулаковское, местожительство о. благочинного Николая Касаткина прибыли в начале 3-го часа по полудни. В квартире о. благочинного Касаткина представились Архипастырю о. благочинный Тюменских церквей протоиерей Петр Ребрин, бывший председателем последнего Епархиального Съезда духовенства, священник села Переваловского о. Кронид Олерский и священник Николай Александров – из соседнего Луговского прихода, из состава которого выделился Кулаковский приход. О. протоиерей Ребрин доложил, между прочим, что в Тюмени помеще

ние для Владыки приготовлено в квартире именитого Тюменского купца и старосты Знаменской церкви А.П. Россошных. После непродолжительной беседы с представлявшимися лицами Владыка отбыл в храм. Храмом и приходом Кулаковцы обязаны известному, – ныне уже покойному, – благотворителю Чукмалдину. Поместительный, красивой архитектуры каменный храм в честь св. Николая Чудотворца построен в 1901 г. Иконостас дубовый с прекрасной живописью. Печи изразцовые. За последнее время дымят, попытки исправить их не удались. Едва ли не придется печи переделывать, что стоить будет не дешево. Встречу и молебен храмовому святому пел правильно организованный 4-голосный хор под управлением одного из учителей местного двухклассного министерского училища, открытого на средства Чукмалдина же. Поучение Владыкой здесь сказано о христианской надежде.

Затем Владыка долго беседовал с учениками местного училища. До открытия здесь прихода жители были почти сплошь раскольники. Ныне на 1600 душ православного населения раскольников только до 50 душ обоего пола, хотя сказывается еще прежнее отчуждение от церкви: опускающих исполнение долга исповеди и св. Причастия почти половина прихода.

В г. Тюмень прибыли около 7 часов вечера при звоне колоколов во всех церквах. Остановились, как Владыка, так и свита его, в доме г. Россошных. Владыкой сделано было распоряжение, что на завтра имеет быть им совершено всенощное бдение в Знаменской церкви в обычное время с 6 час. вечера, а с утра до 4 часов пополудни имеют быть обозреваемы церкви по составленному сопровождающим его протоиереем расписанию. 5-го февраля с 9 часов утра до 4 часов пополудни были посещены: мужской Николаевский монастырь, приходские церкви – Крестовоздвиженская, Вознесенская, Соборо-Благовещенская и Михаило-Архангельская и домовая при реальном училище. (Сведений о том, что тюменский Свято-Троицкий монастырь, о котором идет речь ниже, в 1911 г. носил название Николаевского, как выше указал автор, найти не удалось; почему автор назвал его именно так – остается загадкой – прим. ред.).

В монастырь Владыка прибыл в начале девятого часа. Так как шла литургия, то встречи по установленому чину не было. Подробно были осмотрены все храмы (семь с придельными). Хорошие храмы, но долго не ремонтированы. Нуждаются в ремонте и братские корпуса. По осмотре храмов Владыка, прослушав литию на могиле приснопамятного святителя Сибирского митрополита Тобольского Филофея, проследовал в покои о. настоятеля монастыря, архимандрита Алипия, где беседовал с о. настоятелем и старшей братией о нуждах к скорейшему приведению монастырских зданий в должный порядок. В составе иеромонахов почти все дряхлые старцы.

О. Архимандрит скорбит об оскудении монашествующих и находит необходимым, чтобы хотя временно из других монастырей командировали двух-трех монахов для наблюдения за производством предстоящих ремонтных работ. Лично он, как искусный живописец, занят исправлением живописи в иконостасах. Не имея хороших помощников из наличного состава братии, он должен сам присматривать за монастырским хозяйством, и у него мало остается времени для живописной работы. Затем Владыка посетил монастырскую двухклассную церковно-приходскую школу (в ограде монастыря) и испытал учеников всех отделений. Учащихся в школе 56 мальчиков. Здание школы по числу учащихся вполне достаточно и удобно.

(Окончание следует...)

Прот. Гр. Тутолминъ.
Набор текста – прот. Григорий Мансуров.
Печатается с сохранением
орфографии оригинала



Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.