ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало




Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет


Певец античности и христианства

О творчестве художника Семиградского

Весной 2022 года в Третьяковской галерее с большим успехом прошла выставка замечательного художника-академиста Генриха Семирадского (1843-1902); ее посетили десятки тысяч москвичей и гостей столицы.

Генрих Ипполитович Семирадский (русский художник польского происхождения – прим. ред.) учился живописному мастерству сначала в Харькове, а затем в Санкт-Петербурге. Большую часть жизни он провел в Италии; основная тема его творчества – греческая и римская античность. С большой теплотой передает художник быт сельских жителей («Рим. Деревня. За водой»), идиллический отдых в тени оливковых деревьев («Игра в кости»), очарование юности («Портрет молодой римлянки»), свидание в живописном месте («По примеру богов»), сияние и блеск южного празднества («Фрина на празднике Посейдона в Элевзине»). Завораживают изумительное мастерство художника, блистательная, виртуозная техника, композиционное совершенство, безупречный вкус и чувство меры. Его произведения исполнены редкой красоты, изящества и очарования.

Наибольших высот художник достиг в Евангельском цикле. Чудесное полотно под названием «Грешница» отсылает нас к евангелисту Иоанну, который рассказывает о том, как иудеи привели ко Христу женщину, уличенную в прелюбодеянии. Правда, Семирадский по-своему решает евангельский сюжет, оставаясь, однако, верным главному – великому человеколюбию и милосердию Спасителя. Очень хорошо «играет» старая олива, расположенная в центре произведения, ее корявые изогнутые сучья как бы подчеркивают греховность падшей женщины и ее подвыпившей компании. Эту картину приобрел наследник цесаревич Александр Александрович (будущий император) за десять тысяч рублей. «Христос в гостях у Марфы и Марии».

Эта картина, пожалуй, знакома нам лучше других, так как часто публиковалась в разных книгах и журналах. Почему Мария сидит у ног Иисусовых и внимательно слушает Его слова? Да потому что важнее этого ничего нет; истины, которые излагает Христос, вечны и незыблемы, они говорят о том, как нужно пройти земное поприще и достичь Небесных Обителей; Мария усваивает их не столько ушами, сколько сердцем, она готова слушать их бесконечно. Родители часто приводили своих детей ко Христу, чтобы Он благословил их, и Тот всегда уделял им самое трогательное внимание (Мф. 19:13-15). Художник, обратясь к этому евангельскому сюжету, изобразил Спасителя среди многочисленной детворы.

«Светочи христианства» – вершина творческого пути Генриха Семирадского, над этим произведением он работал более трех лет, закончив его в 1876 году. Это одно из самых больших по размеру полотен художника – ширина более семи метров, высота около четырех метров. На его раме он начертал слова из Евангелия: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:5). Сюжет картины основан на реальном историческом событии. В 64 году в Риме возник сильный пожар, он продолжался целую неделю, сгорела значительная часть города. Искали виновников трагедии, по этому поводу возникло много споров. Заглушая их, император Нерон объявил: «Город подожгли христиане». Он люто ненавидел христиан и нашел удобный повод излить на них свой гнев.

Семирадский писал конференц-секретарю Академии художеств Петру Исееву: «Сюжет картины взят из первого гонения христиан при Нероне; в великолепном саду “Золотого дворца” Нерона произведены изготовления для пышного ночного праздника; на полянке перед дворцовой террасой собралось общество, нетерпеливо ожидающее начала великолепного зрелища – живые факелы, христиане, привязанные к высоким шестам, обвязанные соломой и облепленные смолой, расставлены в равных промежутках. Факелы еще не зажжены, но император уже прибыл, несомый на золотых носилках и окруженный свитой наемных льстецов, женщин и музыкантов, сигнал уже подан, и рабы готовятся зажечь факелы, свет которых осветит самую безобразную оргию; но эти же самые светочи разогнали тьму языческого мира и, сгорая в страшных мучениях, распространили свет нового учения Христа. Поэтому картину мою я и думаю озаглавить “Христианские светочи” или “Светочи христианства”».

За это произведение Императорская Российская академия художеств присвоила Семирадскому звание профессора. В поздравительном письме говорилось: «Вся его художественная деятельность приносит честь Академии и русскому искусству». Какова дальнейшая судьба картины?

Семирадский пытался продать ее, оценив в сорок тысяч рублей (гигантская сумма для того времени). Охотников купить не находилось; художник снизил цену на десять тысяч, и все равно никто не рискнул купить, в том числе российский императорский двор. Это была грубая ошибка. «Светочи христианства» – несомненный художественный духовный шедевр, и его нельзя было выпускать за границу (художник подарил полотно Национальному музею в Кракове, где оно находится и по сию пору). Этой картины не было на выставке. Выставка явилась большим событием не только в культурной жизни Москвы, но и всей России.

Николай Кокухин,
г. Москва



Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.