ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало




Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет


История колоколов

Историки до сих пор спорят, где были отлиты самые первые колокола. По одной из самых распространенных версий – в Китае. Найденный там колокольчик «лин», отлитый из меди, был создан примерно в 2000 году до Рождества Христова. Издревле использовали колокола в Древнем Риме и Древней Греции: богатые вельможи с помощью звона подзывали слуг, а торговцы оповещали об открытии рынков.

Считается, что в христианских богослужениях колокола начали использовать уже во времена поздней Римской империи – на рубеже IV-V веков в итальянской провинции Кампании. А родоначальником колокольного звона называют местного епископа – святителя Павлина. По преданию, однажды он задремал на лугу и увидел во сне ангелов: в руках у них были полевые цветы – колокольчики, которые издавали мелодичный звон. Проснувшись, святитель отправился к литейщику, где заказал первый колокол для церковных богослужений.

История колоколов на Руси начинается с принятием православия в 988 году. Именно тогда по всей стране возводят первые храмы, а вместе с ними – и звонницы. Письменное упоминание о первом колоколе на Руси относится только к 1066 году. Но уже через сто лет они звучали повсеместно в крупных городах. Свидетельством тому считают житие святого Антония Римлянина, где говорится, что, приехав в Новгород, он слышал в городе «звон великий».

Колокольный звон в произведениях русских композиторов

Любовь народа к колокольному звону проявилась в большом количестве народных песен, ему посвященных, начиная с детской песни-прибаутки «Бом-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом». Начальные слова имитируют звучание колокола, который сообщает о пожаре. Тема песни «Вечерний звон» широко используется многими поэтами и музыкантами, она стала поистине народной. Музыка звонов так красива и необычна, что композиторам захотелось передать в своих произведениях подлинное ее звучание. Музыканты придумали для оркестра специальный инструмент, в состав которого входит набор колоколов, разных по своему звучанию – от звонкого, легкого до басовитого, гудящего. Этот инструмент так и назвали – колокол.

Колокольные звоны не раз воспроизводились в творчестве русских и советских композиторов. Здесь можно услышать все разновидности звона. В опере Бородина «Князь Игорь» колокольный звон – набат в сцене пожара Путивля. Всполошный звон созывает опричников на Красную Площадь в «Опричнике» Чайковского. Большой звон сопровождает въезд Ивана Грозного в опере «Псковитянка», в «Сказке о царе Салтане», в «Воскресной увертюре» Римского-Корсакова. Картина всенародного победного ликования достигается введением колокольного перезвона в увертюре Чайковского «1812 год» и сюите Глазунова «Кремль», поэме Шостаковича «Казнь Степана Разина» и во многих других произведениях.

Хотя колокола начали появляться на Руси с распространением православия, первое время они были скорее редкостью. Для созыва на церковную службу чаще использовали массивные пластины, в которые ударяли молотком. В зависимости от материала они назывались по-разному. Деревянные – «било», металлические – «клепало». С совершенствованием технологий распространение стали получать колокола более сложных форм, однако вплоть до XVII столетия для их изготовления в основном выписывали иностранных мастеров. Даже первый на Руси литейный завод – Пушечный двор – был основан итальянцем Аристотелем Фиораванти.

Русская литейная школа начала активно развиваться вместе с обнаружением в стране залежей металлов и созданием плавильных заводов в Центральной России и на Урале. Одну из первых и самых известных мастерских открыли знаменитые ремесленники Моторины. Русские умельцы очень быстро превзошли зарубежных учителей и начали отливать богато декорированные колокола сложных форм.

Расцвет колокольного производства пришелся на середину XIX века: тогда в России существовало полсотни крупных заводов. Как правило, в мастерских работали династиями: секреты профессии передавалась от отца к сыну. Литейщик должен был прекрасно знать химию, физику, обладать музыкальным слухом, художественным вкусом и при этом быть в отличной форме, ведь отливка колокола предполагала серьезную физическую нагрузку.

Колокола Ростова Великого

Звонницу Успенского собора Ростовского кремля можно по праву назвать одним из самых больших музыкальных инструментов мира и одним из ценнейших памятников страны. Из 15 ее колоколов четыре были отлиты еще при царях Алексее Михайловиче и Петре Великом. Самый большой из них – Сысой – весит 32 тонны и носит имя в честь отца митрополита Ионы Сысоевича, при котором в XVII веке и возводилась звонница.

Второй по весу колокол – 16-тонный Полиелейный. Однако он к числу древнейших не относится, так как его переливали несколько раз, последний – в середине XIX века. Еще три самых исторически ценных колокола звонницы – Лебедь (8 тонн), Господарь (3 тонны) и Баран (около 1,3 тонны).

Херсонесский колокол

Это один из символов Севастополя и всего полуострова Крым, который красуется на купюре достоинством 200 рублей. Колокол был отлит в конце XVIII века в Таганроге, а исходным материалом для него послужили переплавленные трофейные турецкие пушки.

После поражения Российской империи в Крымской войне в середине XIX века колокол был отправлен во Францию, где «служил» в знаменитом соборе Парижской Богоматери. И только перед Первой мировой, благодаря дружескому жесту французского президента, вернулся в севастопольский Херсонесский монастырь.

Кстати, колокол не только созывал верующих на службу, но и оповещал моряков о близости скалистого берега – отсюда и пошло его прозвище «туманный». Именно эта дополнительная функция спасла его от гибели во время религиозных гонений 1920-1930-х годов: его не отправили на переплавку, а оставили на месте. Однако с усовершенствованием навигационного оборудования необходимость в колоколе отпала, и в 1960-е его лишили языка.

Колокол вновь зазвучал в 2001 году. Теперь это один из экспонатов историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический», установленный прямо на берегу Черного моря.


Юлия Геннадьевна Кирющенко,
учитель музыки, г. Тюмень



Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.